Проблема эффективного использования изобретений и ноу-хау, принадлежащих Российской Федерации или субъектам Федерации

(Волынец-Руссет Э. Я.) ("Законодательство и экономика", N 11, 2004) Текст документа

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ И НОУ-ХАУ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СУБЪЕКТАМ ФЕДЕРАЦИИ

Э. Я. ВОЛЫНЕЦ-РУССЕТ

Э. Я. Волынец-Руссет, профессор Всероссийской академии внешней торговли, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности.

В соответствии с Патентным законом РФ "право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъектов Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации, от имени которой выступает государственный заказчик" <*>. -------------------------------- <*> Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (в ред. ФЗ от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ) // Российская газета. 2003. 11 февр.

Если государственный заказчик в течение шести месяцев не подаст заявку на получение патента в указанном случае, исполнитель (подрядчик) вправе получить патент на свое имя и стать патентовладельцем. Однако исполнитель (подрядчик), являющийся патентовладельцем, "по требованию государственного заказчика обязан предоставлять указанному им лицу (лицам) исключительную безвозмездную лицензию на использование данных изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации". Сложившееся положение по безвозмездной передаче изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и тесно взаимосвязанных с ними ноу-хау <*> не создает заинтересованности разработчиков в создании объектов на уровне изобретений и ноу-хау, не стимулирует разработку, апробацию и промышленное освоение новой техники, технологии и материалов в важнейших областях науки и техники, обеспечивающих государственную и экономическую безопасность России. -------------------------------- <*> В дальнейшем под изобретениями и ноу-хау имеются в виду также полезные модели и промышленные образцы.

Безвозмездная передача изобретений и ноу-хау от одной организации (предприятия), разработавшей новую технику, технологию и материалы на уровне изобретений, отвечающих последним достижениям мировой науки и техники, другой организации (предприятию), не затратившей никаких средств даже на защиту их патентной монополией на изобретения и монополией секретности на ноу-хау, получающей их безвозмездно, не соответствует экономическим отношениям, складывающимся в процессе становления рыночных отношений в России. Президент РФ обращал внимание на то, что "нужна инновационная модель организации науки, адекватная времени и действию рыночной экономики" <*>. -------------------------------- <*> Науке нужна новая экономика // Российская газета. 2002. 21 марта.

Частью этой проблемы является создание экономических условий, обеспечивающих заинтересованность разработчиков в создании объектов на уровне изобретений и ноу-хау и стимулировании государством разработки апробации и промышленного освоения новейшей техники, технологии и материалов. Различным научно-исследовательским, конструкторским организациям и предприятиям в области создания военной, специальной и двойного назначения техники, технологии и материалов (далее - организации) государство выделяет средства, которые должны ими эффективно использоваться при создании объектов на уровне, превосходящем мировые достижения, или, по крайней мере, по своим технико-экономическим показателям не уступающих лучшим зарубежным образцам. Создание таких объектов возможно только на базе изобретений и ноу-хау. Это необходимо не только для обеспечения надежной обороноспособности страны, но и для защиты объектов патентной монополией, монополией секретности на ноу-хау и обеспечения конкурентоспособности их на мировом рынке вооружений, военной, специальной и двойного назначения техники, технологии и материалов и на других рынках. Создание объектов на базе изобретений и ноу-хау всегда связано с более значительными материальными, финансовыми и трудовыми затратами: дополнительными научными исследованиями, более интенсивным использованием оборудования, приобретением (изготовлением) дополнительного оборудования, экспериментальной и промышленной апробацией созданных изобретений и ноу-хау, их надежной защитой на национальном рынке и рынках других стран, не говоря уже о значительных трудозатратах сверх рабочего времени самих изобретателей и работников, содействующих их разработке, апробации и освоению. Все эти разработки в основном осуществляются по государственным заказам за счет государственных средств, а созданные и использованные в них изобретения могут принадлежать Российской Федерации, ее субъектам, федеральному заказчику или исполнителю (подрядчику) <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2003. 11 февр.

Однако независимо от этого на практике промышленное применение этих изобретений и ноу-хау осуществляется не только организациями, в которых они разработаны, но и другими организациями, которые получают их безвозмездно, если выполняют государственные заказы, за счет государственных средств. Например, Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон РФ" предусматривается, что, если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Федерации, получен не Российской Федерацией или ее субъектом, патентообладатель по требованию государственного заказчика обязан предоставить указанному им лицу (лицам) неисключительную безвозмездную лицензию на использование данных изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Федерации" <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Организации, разрабатывающие новую технику, технологию и материалы на базе созданных ими изобретений, создают объекты, по уровню превосходящие мировые достижения науки и техники, и несут при этом более значительные расходы, чем если бы они получали эти изобретения и ноу-хау безвозмездно от других организаций и предприятий. Фактически получается, что организации, получившие безвозмездно изобретения и ноу-хау других организаций, оказываются в привилегированном положении по отношению к их разработчикам и получают другие значительные экономические и коммерческие преимущества. В организациях, создающих новую технику, технологию и новые материалы на уровне изобретений и ноу-хау, расходуется больше средств, и зачастую нехватка их компенсируется за счет других тем, в том числе не связанных с государственными заказами, или из других возможных источников. Даже если хватает выделенных средств, то остаток их значительно меньше для использования на собственное развитие, закупку и обновление оборудования и проведение собственных инициативных НИОКР по научному и производственному заделу для создания техники, технологии и материалов следующих поколений. Таким образом, организации, разрабатывающие новую технику, технологию и материалы на базе созданных ими изобретений и ноу-хау, создающие объекты, по уровню превосходящие последние достижения мировой науки и техники, несут более значительные расходы на создание объектов на уровне изобретений и ноу-хау, на их разработку, освоение и защиту в странах мира патентной монополией на изобретения и монополией секретности на ноу-хау и не имеют возможности даже частично компенсировать эти расходы путем продажи традиционных лицензионных сделок другим организациям, если они выполняют государственные заказы по государственным контрактам для федеральных государственных нужд или нужд субъектов Федерации, за счет государственных средств и вынуждены передавать им изобретения и ноу-хау безвозмездно. Такое положение не стимулирует создание объектов техники и технологии на уровне изобретений и ноу-хау и представляется несправедливым в отношении организаций, в которых изобретения и ноу-хау были созданы, авторов, их создавших, и не соответствует складывающейся экономической ситуации в России. Использование изобретений и ноу-хау других организаций позволяет не только создавать более совершенные объекты техники, технологии и материалы, но и экономить выделенные средства на создание этих объектов. Сэкономленные средства благодаря безвозмездному использованию изобретений и ноу-хау другими организациями, не разработавшими их, оседают в этих организациях, в то время как организации-разработчики, создав самые современные объекты, ухудшили свое экономическое положение. Возникает вопрос: зачем изобретать? Не изобретать, а получать изобретения и ноу-хау безвозмездно на практике оказывается более выгодным для организаций, но не выгодным для государства - владельца изобретений и ноу-хау. Сложившееся положение оправдывается тем, что, мол, изобретения и ноу-хау разработаны по заказу государства на государственные средства, а потенциальные лицензиары и лицензиаты (организации) выполняют государственные заказы за счет государственных средств. Следовательно, организации - потенциальные лиценциаты будут платить за изобретения и ноу-хау государственными средствами, выделенными им для решения поставленных задач, в то время как эти изобретения и ноу-хау принадлежат государству, субъекту Федерации, федеральному заказчику или исполнителю (подрядчику), но во всех случаях разработаны и созданы на государственные средства. Другими словами, государство в случае продажи организацией-разработчиком своих изобретений и ноу-хау по лицензии другим организациям будет платить дважды за одни и те же изобретения и ноу-хау: первый раз за их создание и второй - при покупке их лицензиатом у разработчика, что не представляется разумным. С такой точкой зрения согласиться трудно по следующим соображениям. Во-первых, государственные средства, поступающие в организацию в хозяйственное ведение или в оперативное управление, расходуются по усмотрению организаций - исполнителей государственных заказов для решения поставленной заказчиком задачи, и они в определенной степени обезличиваются, тем более когда несколько тем финансируются из различных источников и выполняются одними и теми же научными работниками и (или) конструкторами. Если для решения задачи потребуется больше средств и заказчик в выделении их откажет, организация-разработчик (изготовитель) будет средства изыскивать из других возможных источников. Если задача будет решена меньшими средствами, нежели получены от заказчика, организация их не возвращает государству, а использует, например, на образование научного задела, для создания последующих поколений объектов техники, технологии и материалов, что является обычной практикой НИИ, КБ и предприятий - разработчиков новой техники и технологии; либо они расходуют сэкономленные средства на другие производственные нужды. Во-вторых, используя изобретения и ноу-хау других организаций, организация-получатель достигает не только значительной экономии государственных средств на разработку объектов, но и увеличивает свою прибыль при реализации более совершенных объектов по более высокой цене благодаря использованию изобретений и ноу-хау других организаций. Не поделиться с разработчиками использованных изобретений и ноу-хау, благодаря которым получены указанные экономические и коммерческие преимущества, представляется несправедливым. В-третьих, речь идет не о покупке государством на государственные средства по лицензии собственных изобретений и ноу-хау, принадлежащих государству, а о перераспределении государственных средств между организацией - разработчиком изобретений и ноу-хау и организацией, которая хочет ими воспользоваться для улучшения и повышения уровня своей продукции и получения значительных экономических выгод и преимуществ за счет использования чужих изобретений и ноу-хау, без их разработки, апробации и патентной защиты в странах мира. Лицензия, заключаемая между указанными организациями, работающими по государственным заказам и за счет государственных средств, является экономическим инструментом перераспределения государственных средств в пользу организации, создавшей изобретения и ноу-хау, и обеспечивает в обеих организациях создание объектов на уровне изобретений, превосходящих мировые достижения науки и техники. В условиях рыночных отношений это нормальное явление. Используя лицензии, государство будет стимулировать создание техники, технологии и материалов на уровне изобретений и ноу-хау, при этом без дополнительных вложений, за счет ранее выделенных средств организациям и предприятиям на решение задач, поставленных перед ними на создание объектов техники, технологии и материалов, превосходящих последние мировые достижения науки и техники в рассматриваемых областях на уровне изобретений и ноу-хау. В-четвертых, и организация - разработчик изобретений и ноу-хау, затратившая значительные средства на патентование изобретений и обеспечение сохранения ноу-хау в тайне, и организация, использующая ее изобретения и ноу-хау безвозмездно, практически не затратившая на указанные цели никаких расходов, будут пользоваться защитой созданных объектов патентной монополией и монополией секретности на ноу-хау, получая от этого значительные дополнительные экономические и коммерческие преимущества. Таким образом, сложившееся положение свидетельствуют о том, что разработанные изобретения и ноу-хау в одних организациях используются другими организациями, получившими их безвозмездно, со значительными экономическими и коммерческими преимуществами. На практике это приводит к тому, что последние находятся в более привилегированном экономическом и коммерческом положении по отношению к организациям, создавшим, экспериментально и промышленно апробировавшим изобретения и ноу-хау и защитившим изобретения патентной монополией, а ноу-хау - монополией секретности, что потребовало от разработчиков изобретений и ноу-хау значительных финансовых, трудовых и материальных затрат, ухудшающих их экономическое положение по сравнению с организациями (предприятиями), использующими эти изобретения и ноу-хау безвозмездно. Более того, сложившееся положение приводит к тому, что организации - изобретатели и разработчики ноу-хау изыскивают пути, как обойти сложившееся положение и продать лицензии на созданные результаты интеллектуальной деятельности, например, путем записи их по другим темам, выполняемым не по государственным заказам и не за счет государственных средств, или принятия работодателем (руководством организации) решения о сохранении соответствующего объекта в тайне. На совместном заседании Совета безопасности РФ, Президиума Госсовета и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, прошедшем в Кремле 20 марта 2002 г. <*>, рассматривался вопрос об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. -------------------------------- <*> Науке нужна новая экономика // Российская газета. 2002. 21 марта.

Проблема создания объектов техники, технологии и материалов на уровне изобретений и ноу-хау, превосходящих последние достижения мировой науки и техники, относится к важнейшим проблемам, которые необходимо решать, совершенствуя политику Российской Федерации в области развития науки и технологий. Исходя из заданных позиций, необходимо создавать и смелее использовать в условиях рыночных отношений экономические инструменты по созданию новой экономики. Поэтому одним из методов ликвидации рассмотренного негативного положения по безвозмездной передаче результатов интеллектуальной деятельности, изобретений и ноу-хау в рассматриваемых и других областях и создания научно-технических и экономических условий для разработки и производства техники, технологии и материалов на уровне изобретений и ноу-хау, превосходящих последние достижения мировой науки и техники, является использование лицензионных договоров как экономических инструментов для перераспределения государственных средств между организациями, работающими по государственным заказам за счет государственных средств и использующими изобретения и ноу-хау других организаций, в пользу организаций, создавших эти изобретения и ноу-хау, также по государственным заказам, за счет государственных средств. Не вызывает сомнений, что использование рассмотренных экономических инструментов, стимулирующих и обеспечивающих создание объектов техники, технологии и материалов на уровне изобретений и ноу-хау, является одним из путей решения задач, поставленных Президентом РФ по совершенствованию управлением наукой в условиях становления рыночных отношений в России.

Название документа