Организации, занимающейся сервисным обслуживанием оборудования металлургической отрасли, поступил заказ выполнить пусконаладочные работы с оборудованием в другом регионе в связи с отсутствием там квалифицированного персонала заказчика. Планируется отправлять работников организации в данный регион на срок 28 - 30 дней в течение нескольких месяцев. Всеми необходимыми условиями труда (проживание, питание, материалы, трансфер от аэропорта) обеспечивает заказчик. Возникает ли в данном случае у организации-подрядчика обособленное подразделение? Правомерно ли работникам подрядчика в данном случае установить разъездной характер работы и повлияет ли данное обстоятельство на поставленный вопрос по поводу обособленного подразделения?

Ответ: В отношении возникновения при рассматриваемых обстоятельствах обособленного подразделения отметим следующее.

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения ее обособленных подразделений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В свою очередь, под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Согласно разъяснениям налоговой службы из смысла положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 16, 20, 22 и 209 ТК РФ следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника для исполнения им трудовых обязанностей (Письмо ФНС России от 27.11.2007 N 09-2-03/6032@).

При этом под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Письма Минфина России от 17.03.2010 N 03-02-07/1-114, от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67, от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 N 03-02-07/1-522).

В данном случае именно заказчик обеспечивает все необходимые условия для выполнения работниками организации-подрядчика своих трудовых функций по месту командировки.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 N А05-9705/2009 указано, что если создание всех необходимых для выполнения подрядных работ условий договором возложено на заказчика этих работ (он своевременно обеспечивает объемы работ всей необходимой для их выполнения документацией; контролирует ход выполнения работ; дает указания по выполнению работ, требует отчет об их исполнении, составляет акты), то при таких обстоятельствах не усматривается создание именно подрядчиком стационарных рабочих мест.

Учитывая вышеизложенное, принципиальным является то, какая организация осуществляет контроль за выполнением подрядных работ командированными работниками.

Следовательно, по месту проведения подрядных работ подрядчиком не создается обособленное подразделение в том случае, когда заказчик обеспечивает создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей работников подрядчика условий.

В отношении вопроса о разъездном характере работ отметим следующее.

Согласно ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы работодатель обязан включить в трудовой договор работника.

При этом перечень работ, профессий, должностей таких работников устанавливается организацией самостоятельно в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах (ст. 168.1 ТК РФ).

В трудовом законодательстве не раскрывается понятие "разъездной характер работы". В то же время по смыслу указанных норм ТК РФ в качестве разъездной характеризуется постоянная работа. При этом поездка на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы не является разъездной работой, а оформляется командировкой (ст. 166 ТК РФ).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что разъездной характер работы предполагает регулярные поездки работника, занимающего определенную должность, при исполнении им трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором.

Следовательно, таким работникам может быть установлен разъездной характер работы в трудовом договоре.

Между тем, по нашему мнению, разъездной характер работы персонала не имеет значения для определения стационарного рабочего места в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, поскольку признак "стационарности", предусматривающий создание организацией рабочего места на срок более одного месяца, напрямую не соотносится с рассматриваемой характеристикой трудовой деятельности отдельного работника.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что создание обособленного подразделения не зависит от разъездного характера работы трудового персонала, привлекаемого для работы вне места расположения головной организации.

Аналогичный по сути подход отражен в Письме Минфина России от 17.09.2009 N 03-02-07/1-431.

О. Ю.Поздеев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Л. А.Бамбина

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

21.05.2010