Работник организации за наличный расчет из собственных средств приобретает различные канцелярские товары для нужд организации. Произведенные расходы подтверждает чеками, накладными и квитанциями. Организация возмещает работнику расходы одновременно с выплатой ему заработной платы. В трудовом договоре между работником и организацией условие о таком возмещении не предусмотрено. Являются ли возмещаемые работнику денежные суммы объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"?

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации являются плательщиками страховых взносов.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Поскольку денежные суммы, возмещаемые организацией своему работнику за покупку им канцелярских товаров для нужд организации, не предусмотрены положениями трудового договора с ним, данные выплаты, в силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, не могут признаваться объектом обложения страховыми взносами.

Вместе с этим, принимая во внимание то, что контролирующие органы могут расценивать полученные работником денежные средства как полученный работником доход, организациям следует сохранять в наличии документы, подтверждающие характер произведенных выплат. В частности, организациям целесообразно сохранять представленные работником документы, подтверждающие стоимость канцелярских товаров (например, чеки, накладные, квитанции).

Кроме того, организация может заключить с работником соглашение, в котором будет предусмотрено, что приобретение работником канцелярских товаров для нужд организации за счет собственных средств (с последующим возмещением) производится не в силу заключенного трудового договора, а по соглашению сторон.

Дополнительно возможно обратить внимание, что, по мнению Минфина России, подобные выплаты не являются доходом работника организации в целях исчисления НДФЛ (Письмо Минфина России от 08.04.2010 N 03-04-06/3-65).

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

20.05.2010