Может ли налогоплательщик самостоятельно контролировать момент окончания камеральной налоговой проверки, если отсутствуют нарушения законодательства о налогах и сборах в целях ст. 176 НК РФ, в целях своевременного возмещения НДС в виде возврата по письменному заявлению налогоплательщика?
Ответ: В силу п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
При этом в ст. 88 НК РФ не предусмотрен порядок извещения налогоплательщика в случае, если ошибки и противоречия между сведениями не выявлены в налоговой декларации.
В то же время проведение камеральных проверок декларации по НДС, в которых заявлена сумма налога к возмещению, регулируется также и положениями ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 176 НК РФ установлено, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
В соответствии с п. 1.1 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" (далее - Методические рекомендации), информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам ведется территориальными налоговыми органами и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в электронном виде.
Одним из разделов информационного ресурса является разд. IV "Учет операций налогового органа по возмещению налога путем зачетов и (или) возвратов".
Как следует из п. 3.4.1 Методических рекомендаций, в данном разделе последовательно отражаются операции, проводимые налоговым органом при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. ст. 176 и 203 НК РФ. Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.
Пунктом 3.4.5 Методических рекомендаций установлено, что сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
На основании п. п. 3.4.6 и 3.4.7 Методических рекомендаций можно заключить, что после урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата (если такие разногласия имеются), при наличии соответствующего заявления налогоплательщика, заполняются соответствующие графы разд. IV информационного ресурса.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
В силу пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Таким образом, налогоплательщик не может самостоятельно контролировать момент окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению из бюджета посредством рассмотренного информационного ресурса. Только по окончании камеральной налоговой проверки налоговый орган в течение 7 дней выносит соответствующее решение, с которым налогоплательщик вправе ознакомиться.
Д. В.Комаров
Аппарат Комитета
Совета Федерации по бюджету
18.05.2010