Вправе ли общественная организация инвалидов применять в 2010 г. пониженные тарифы страховых взносов при осуществлении неуставной деятельности?

Ответ: Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определено, что в 2010 г. плательщики страховых взносов - общественные организации инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения уплачивают страховые взносы в части ПФР по ставке 14 процентов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Таким образом, возможен следующий вывод: если организация не осуществляет деятельность в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, она не вправе применять в 2010 г. пониженные тарифы страховых взносов.

Однако допустим и иной подход к рассматриваемой проблематике.

Для начала целесообразно вспомнить, что схожая конструкция правовой нормы об общественных организациях инвалидов содержалась в ст. 239 Налогового кодекса РФ и поэтому уместно обратиться к арбитражной практике по единому социальному налогу.

Вышеуказанный подход о невозможности использования налоговой льготы по ЕСН (в нашем случае - о невозможности применения пониженных тарифов страховых взносов), в связи с тем что организация не осуществляет уставную деятельность, следует из Постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 12.09.2003 по делу N Ф08-3426/2003-1295А, ФАС Поволжского округа от 17.10.2006 по делу N А55-1786/06 (подтверждено Определением ВАС РФ от 15.02.2007 N 732/07) и от 15 - 20.02.2007 по делу N А55-13029/06-51 (подтверждено Определением ВАС РФ от 15.06.2007 N 6409/07), ФАС Уральского округа от 16.10.2006 по делу N Ф09-9134/06-С2.

Но не все суды так однозначно категоричны, например, противоположная точка зрения (о том, что общественная организация инвалидов не должна заниматься только деятельностью, направленной на осуществление задач, определенных ее уставом) выражена в Постановлениях ФАС Центрального округа от 07.09.2006 по делу N А14-3452-2006/83/25 и от 16.03.2007 по делу N А14-6719-2006/128/34, ФАС Поволжского округа от 29.03.2007 по делу N А65-13826/06, ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2007 по делу N А56-41205/2006 и от 14.04.2008 N А56-25137/2007.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что не исключена возможность предъявления претензий контролирующих органов к общественным организациям инвалидов, не осуществляющим исключительно уставную деятельность, по вопросу правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов последние в рассматриваемой ситуации должны быть готовы отстаивать свои интересы в судебном порядке.

А. В.Телегус

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

17.05.2010