В организации по трудовому договору работают инвалиды I - III групп (что подтверждается копиями справок об инвалидности). При сдаче расчета за I квартал 2010 г. работник ПФР отказал в принятии отчетности, мотивируя это тем, что организация не предъявила подлинники справок об инвалидности физических лиц. Правомерны ли действия ПФР?
Ответ: В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в 2010 г. плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, в отношении указанных выплат и вознаграждений уплачивают страховые взносы только в части ПФР по ставке 14%.
Во исполнение положений п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ Минздравсоцразвития России Приказом от 12.11.2009 N 894н утвердило форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), которую плательщики страховых взносов впервые должны представить в соответствующий орган ПФР до 01.05.2010.
В рассматриваемом примере информация об основаниях для применения пониженного тарифа содержится в таблице 4.1 расчета "Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа, установленного пунктом 2 части 2 статьи 57 и пунктом 4 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ".
Плательщики в указанной таблице заполняют информацию о фамилии, имени и отчестве инвалида, о дате выдачи соответствующей справки учреждения медико-социальной экспертизы/ВТЭК, дату окончания ее действия.
Кроме того, п. 2.3 Рекомендуемого порядка заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлено, что руководитель организации в целях подтверждения достоверности и полноты сведений проставляет в расчете свою личную подпись, заверяемую печатью организации, с указанием фамилии, имени, отчества, даты подписания.
Соответственно, плательщик взносов не обязан прилагать к расчету по форме РСВ-1 ПФР какие-либо документы, подтверждающие использование пониженных тарифов в отношении выплат в пользу инвалидов.
В отношении требования работников ПФР, проводящих камеральную проверку, о представлении соответствующих документов необходимо иметь в виду следующее.
Частью 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Таким образом, названная статья не предполагает истребования работниками ПФР каких-либо документов, не приложенных к расчету плательщиком взносов.
Вместе с тем ч. 1 и 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, которые представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Следовательно, работник ПФР, проводящий камеральную проверку расчета по форме РСВ-1 ПФР, может истребовать заверенные копии соответствующих справок.
При этом вызывает интерес ч. 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ, согласно которой в случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Названная норма нуждается в определенных пояснениях.
Во-первых, следует обратить внимание на речевой оборот "в случае необходимости". В чем конкретно выражается "необходимость", законодателем не установлено, что может служить основанием для достаточно вольной трактовки правоприменителями названного термина.
Во-вторых, по вопросу истребования подлинника справки об инвалидности физического лица работникам ПФР необходимо четко уяснить, что согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (аналогичная норма содержалась в п. 25 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965).
Также в формализованном бланке справки об инвалидности (Приложение N 1 к Постановлению Минтруда России от 30.03.2004 N 41 "Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и Рекомендаций по порядку их заполнения") однозначно определено, что справка выдается инвалиду (в отношении ранее выданных справок, в которых инвалидность установлена бессрочно, отметим следующее: п. 12 Инструкции о порядке распределения, выдачи, учета и хранения бланков справок ВТЭК, утвержденной Минсоцобеспечения РСФСР 19.06.1958, также устанавливалось, что справка ВТЭК установленной формы выдается председателем ВТЭК только лицам, отнесенным при освидетельствовании (первичном или повторном) к одной из групп инвалидности, аналогично справка выдавалась инвалиду во исполнение Приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 01.08.1985 N 94).
Учитывая изложенное, приходим к выводу, что соответствующая справка выдается непосредственно физическому лицу - инвалиду и ее передача кому бы то ни было законодательством не предусмотрена. То есть в рассматриваемом примере организация - плательщик страховых взносов не только не имеет подлинника справки об инвалидности физического лица, но и не должна его иметь.
Таким образом, требования ПФР о представлении оригинала справки об инвалидности работника противоречат действующему законодательству и отказ в принятии отчетности не основан на нормах Закона N 212-ФЗ.
А. В.Телегус
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
17.05.2010