Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, перед новогодними праздниками произвела затраты на украшение торгового зала и витрин магазина. Можно ли учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль такие затраты?

Ответ: В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Пунктом 1 этой же статьи установлено, что прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Абзацем 4 п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы на оформление витрин относятся к расходам на рекламу и, следовательно, могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Что касается расходов на украшение торгового зала, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Очевидно, что украшение торгового зала непосредственно связано с привлечением внимания покупателей к магазину, в результате чего по своей сути является рекламой и, следовательно, расходы на украшение торгового зала являются обоснованными по смыслу ст. 252 НК РФ.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 N А33-10956/06-Ф02-725/07 по делу N А33-10956/06.

Более того, ФАС Восточно-Сибирского округа в этом же Постановлении установил, что основной признак расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сводится к наличию связи с деятельностью, направленной на получение дохода.

Учитывая, что затраты на украшение торгового зала в канун новогодних праздников вызваны необходимостью принятия продавцами мер для привлечения покупателей, следовательно, данные затраты направлены на получение дохода.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что затраты организации на украшение торгового зала являются обоснованными и в случае их документального подтверждения могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Вместе с тем ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.10.2009 по делу N А55-1113/2009 указал, что украшения, затраты на приобретение которых заявитель включил в расходы на рекламу, должны нести в себе какие-либо сведения (сообщения, данные). В случае если украшения не несут в себе сведений (сообщений, данных), то и указанные расходы как рекламные классифицировать нельзя.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что затраты организации на украшение торгового зала являются обоснованными и в случае их документального подтверждения могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

На основании изложенного можно сделать вывод, что расходы на украшение витрин относятся к расходам на рекламу в силу абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ и также могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Однако, принимая во внимание некоторые судебные решения, организации следует быть готовой отстаивать свою правоту в суде.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

17.05.2010