Индивидуальный предприниматель (производящий выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны), являющийся резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны, в 2010 г. подал в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. После принятия указанного расчета территориальный орган ПФР начал проведение камеральной проверки предпринимателя. Вправе ли территориальный орган ПФР в ходе проведения камеральной проверки потребовать у предпринимателя представления свидетельства, удостоверяющего регистрацию предпринимателя в качестве резидента особой экономической зоны?

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в частности, индивидуальные предприниматели.

Частью 1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ для плательщиков установлены тарифы страховых взносов на 2010 г.

При этом в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 г. индивидуальными предпринимателями, имеющими статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящими выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ).

Статьей 34 Закона N 212-ФЗ определен порядок проведения территориальными органами ПФР камеральных проверок плательщиков страховых взносов, в частности индивидуальных предпринимателей. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами территориального органа ПФР в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, после того как индивидуальным предпринимателем, имеющим статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящим выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, в территориальный орган ПФР представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, должностные лица территориального органа ПФР (в период трех месяцев со дня его представления) вправе провести камеральную проверку.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов (форма требования 14 определена в Приложении N 21 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н).

Следует обратить внимание на то, что законодательством РФ не определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть затребованы должностными лицами территориальных органов ПФР в период проведения камеральной проверки. В связи с этим можно полагать, что должностные лица территориального органа ПФР фактически могут затребовать от индивидуального предпринимателя любые документы, отвечающие цели проведения камеральной проверки, - контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключивший с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ.

Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны (ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ).

Форма свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2009 N 554.

Следует обратить внимание, что в силу ч. 6 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации. Законодательством РФ не предусмотрено, что такие сведения должны передаваться территориальным органам ПФР.

При этом необходимо учитывать, что, поскольку наличие указанного свидетельства непосредственно подтверждает статус предпринимателя как резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, а следовательно, непосредственно влияет на право предпринимателя применять пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ, должностные лица вправе потребовать от предпринимателя представить свидетельство, которое будет в том числе подтверждать правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов в 2010 г. (что и является в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ целью проведения камеральной проверки).

Обращаем внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ истребуемые документы должны представляться в виде заверенных проверяемым лицом копий.

В связи с этим индивидуальный предприниматель должен представить именно копию свидетельства, удостоверяющего его регистрацию в качестве резидента особой экономической зоны. Такую копию предпринимателю целесообразно заверить своей подписью (или подписью уполномоченного лица) и печатью (при наличии).

В силу ч. 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ копию свидетельства необходимо представить территориальному органу ПФР в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования о его представлении.

Ответственность за непредставление предпринимателями истребуемых документов, в частности копии свидетельства, установлена ст. 48 Закона N 212-ФЗ.

В дополнение следует отметить: законодательство РФ не предусматривает, что за непредставление индивидуальным предпринимателем истребуемых в ходе проведения камеральной проверки документов представленный предпринимателей расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам может быть, например, не принят территориальным органом ПФР (или, например, признан недействительным).

Вместе с этим предпринимателям следует иметь в виду, что в случае отсутствия ряда необходимых документов территориальные органы ПФР вправе, например, провести выездную проверку индивидуального предпринимателя (ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

14.05.2010