Территориальным органом Пенсионного фонда РФ по результатам проведения выездной проверки вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Плательщик страховых взносов подал жалобу в вышестоящий орган ПФР на указанное решение. Обязан ли вышестоящий орган ПФР привлекать плательщика страховых взносов (или его представителя) к участию в процедуре рассмотрения данной жалобы? Правомерны ли действия вышестоящего органа ПФР, выразившиеся в рассмотрении жалобы в отсутствие плательщика страховых взносов (или его представителя)?

Ответ: Плательщики страховых взносов определены ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы отнесены к органам, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен ст. 39 Закона N 212-ФЗ.

Вместе с этим в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы плательщиком страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа (ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).

Решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней (ч. 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).

Вместе с этим Законом N 212-ФЗ не установлено, что в целях принятия вышестоящим органом ПФР (вышестоящим должностным лицом) решения в рассмотрении жалобы должен принимать участие плательщик страховых взносов, подавший жалобу (или его представитель). Законом N 212-ФЗ также не установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны каким-либо образом привлекать плательщика страховых взносов (или его представителя) к участию в процедуре рассмотрения жалобы.

Таким образом, действия территориального органа ПФР по рассмотрению жалобы плательщика страховых взносов без привлечения самого плательщика (или его представителя) являются правомерными.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

14.05.2010