Вправе ли территориальные органы Пенсионного фонда РФ проводить выездные проверки организации на предмет соблюдения положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)? Правомерно ли вынесение территориальным органом ПФР решения о проведении выездной проверки организации, в котором в качестве основания к проведению проверки указано - проверка соблюдения организацией сроков представления органам ПФР сведений о застрахованных лицах, определенных Законом N 27-ФЗ?

Ответ: Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) (ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В силу ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, организации.

Понятия страхователей и застрахованных лиц определены ст. 1 Закона N 27-ФЗ.

Обязанности страхователей установлены ст. 15 Закона N 27-ФЗ. Например, в силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.

Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Таким образом, ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ определена ответственность организаций за несвоевременное представление органам ПФР сведений о застрахованных лицах. Данной нормой также определено, что к ответственности организации должны привлекаться именно в судебном порядке.

Вместе с этим следует учитывать, что Законом N 27-ФЗ не предусмотрено право территориальных органов ПФР проводить выездные проверки страхователей (организаций) в целях выявления нарушений Закона N 27-ФЗ и привлечения организаций к соответствующей ответственности.

Таким образом, территориальные органы ПФР не вправе проводить выездные проверки организации исключительно на предмет соблюдения положений Закона N 27-ФЗ.

Одновременно с этим следует учитывать, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой (ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить выездные проверки.

Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

В силу ч. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Таким образом, территориальные органы ПФР в ходе проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (являющихся страхователями) вправе проверять документы, связанные с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом Закон N 212-ФЗ не предусматривает право территориальных органов ПФР проводить отдельные выездные проверки организаций только по вопросу соблюдения организацией сроков представления органам ПФР сведений о застрахованных лицах, определенных Законом N 27-ФЗ.

В связи с этим вынесение территориальным органом ПФР решения о проведении выездной проверки организации в целях проверки соблюдения организацией сроков представления органам ПФР сведений о застрахованных лицах, определенных Законом N 27-ФЗ, является неправомерным. Кроме того, обращаем внимание на то, что законодательством РФ не предусмотрена форма решений о проведении именно таких проверок.

Подобные решения организации вправе обжаловать в порядке, установленном гл. 7 Закона N 212-ФЗ.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

14.05.2010