В госконтракте на строительство объекта указано, что подрядчик вправе привлекать сторонние организации (субподрядчиков) для выполнения определенных видов работ в соответствии с действующим законодательством. Что в данном случае имеется в виду под действующим законодательством?

Ответ: Подрядные отношения по государственному контракту регулируются гл. 37 Гражданского кодекса РФ, а также Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Законом N 94-ФЗ регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на территории Российской Федерации. Также Законом N 94-ФЗ установлен порядок заключения государственного (муниципального) контракта. Из этого следует, что Закон N 94-ФЗ устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных или муниципальных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории РФ.

Законом N 94-ФЗ определены стороны государственного (муниципального) контракта, такими являются государственные или муниципальные заказчики в лице государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений с одной стороны и организации (исполнителя), привлекаемой путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, с другой. Следовательно, Закон N 94-ФЗ распространяет свое действие лишь на стороны, определенные в госконтракте.

В п. 1 ст. 763 ГК РФ отмечено, что подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. При этом следует учитывать, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (п. 3 ст. 706 ГК РФ).

Поскольку госконтрактом предусмотрена возможность привлечения сторонних организаций для выполнения определенных видов работ, по нашему мнению, привлечение сторонних организаций возможно в соответствии с нормами ГК РФ, так как Закон N 94-ФЗ регулирует лишь организационные мероприятия, проводимые государственным (муниципальным) заказчиком, по выбору контрагента по госконтракту.

Кроме того, в Письме Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029 также разъяснялось, что норма, предусмотренная п. 1 ст. 706 ГК РФ, в отношении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяется с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ к участникам размещения заказа предъявляется строго определенный набор обязательных и дополнительных требований. Кроме указанных в ч. 1 - 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. Установление требований к участникам размещения заказа о выполнении работ по государственному контракту лично, без привлечения субподрядчиков будет нарушать положение ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

В то же время поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе привлекать для исполнения государственного или муниципального контракта соисполнителей. При этом государственный контракт будет заключаться с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на конкурс (аукцион, запрос котировок). Ответственность за действия таких соисполнителей перед заказчиком будет нести исполнитель. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель, а не заказчик.

Таким образом, под действующим законодательством в данном случае подразумеваются нормы ГК РФ, устанавливающие общий порядок заключения договора подряда.

О. С.Косыгина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

12.05.2010