Организация закупила своим работникам нашивки с эмблемой организации, которые работники, в свою очередь, должны зафиксировать на своей одежде. Правомерно ли отнесение расходов на нашивки к расходам по налогу на прибыль?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль.

В соответствии с ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

Письмом Минфина России от 02.04.2009 N 03-03-06/1/207 разъясняется, что форменная одежда предназначена содержать и доводить до сведения потребителей наглядную информацию о принадлежности работника к конкретной организации. Поэтому форменная одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не содержаться на значке, галстуке, косынке или жилете. Таким образом, предусмотренная условиями трудового договора выплата денежной компенсации сотрудникам организации на приобретение одежды, соответствующей корпоративным стандартам, для целей налогообложения прибыли организаций может быть учтена только в случае, если данная одежда свидетельствует о принадлежности работников к данной организации.

Данный довод также поддерживается в Письме Минфина России от 01.11.2005 N 03-03-04/2/99.

Однако данные Письма не говорят о нашивках на одежду. Также ими не разъясняется способ нанесения товарного знака или логотипа фирмы на одежду сотрудников.

Следовательно, можно предположить, что если организация предъявляет требования к одежде сотрудников в единой цветовой гамме, другие корпоративные стандарты, то в таком случае затраты на нашивки с эмблемой организации подлежат учету в качестве расходов для целей исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ.

В ином случае данные расходы также можно учесть в качестве расходов на рекламные цели (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ), так как нашивка с логотипом организации привлекает внимание потенциальных клиентов к ее сотруднику.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Поскольку данные расходы организации направлены на достижение экономической эффективности организации и не преследуют удовлетворения личных, семейных и иных потребностей работников, они могут быть также определены как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Таким образом, отнесение расходов на нашивки к расходам по налогу на прибыль правомерно при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Е. В.Соснов

Минфин России

10.05.2010