Об официальном истолковании норм законодательства о банкротстве

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 мая 2010 г. N Д06-1416

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел письмо об официальном истолковании законодательства о банкротстве и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным давать разъяснения нормативных правовых актов. В этой связи Минэкономразвития России вправе лишь высказать мнение по изложенному вопросу, не являющееся обязательным для правоприменителей.

Согласно ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в случае если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Обращаем внимание, что нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 224, согласно ст. 226 Закона о банкротстве, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Кроме того, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие указанные нарушения, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

В соответствии с положениями ст. 30 Закона о банкротстве в случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 названного Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

При этом в процедуре ликвидации указанные действия осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор), поскольку в соответствии с положениями ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В целях предупреждения банкротства организации учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В соответствии со ст. 63 Кодекса после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Согласно обращению у общества с ограниченной ответственностью имеются обязательства. При этом средств на их погашение недостаточно. Следовательно, у ликвидационной комиссии (ликвидатора) существует обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью банкротом. В этой связи отмечаем, что указанные обязательства могут быть прекращены по основаниям, установленным в Кодексе. В соответствии со ст. 407 Кодекса обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что законодательством не устанавливается каких-либо ограничений по проведению процедуры санации должника, находящегося в процессе ликвидации. В связи с чем представляется, что после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредители (участники), собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы и иные лица вправе предоставить финансовую помощь ликвидируемому юридическому лицу в размере, достаточном для погашения всех заявленных в срок обязательств в соответствии со ст. 31 Закона о банкротстве.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

07.05.2010