Организация принимает на работу временно пребывающего иностранного гражданина без визы. Все необходимые документы у него в порядке, но в отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина стоит печать другой организации, из которой он уволился. Какие могут возникнуть негативные последствия в данной ситуации для организации, принимающей работника?

Ответ: Согласно пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Стороной, принимающей иностранного гражданина, согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 109-ФЗ является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в РФ либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживают (находятся) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Таким образом, согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 109-ФЗ принимающей стороной признается в том числе юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства работает. А работодатели, которые являются принимающей стороной, представляют уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета с соблюдением сроков, установленных п. п. 1 и 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 109-ФЗ, непосредственно либо направляют его в установленном порядке почтовым отправлением.

Сведения направляются в ФМС России по истечении трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

Согласно п. 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через два дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган ФМС России отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина.

Следовательно, при увольнении иностранного работника из организации она должна была снять его с миграционного учета, а при приеме на работу "новая" организация становится принимающей стороной автоматически. Данный вывод подтверждает судебная практика (например, Постановление ФАС Московского округа от 01.10.2008 N КА-А40/9117-08 по делу N А40-22071/08-84-193).

Суд признал доказанным факт невыполнения обществом как принимающей стороной обязанности по уведомлению органа миграционного контроля о прибытии иностранного гражданина исходя из того, что на момент проверки у гражданина Таджикистана истек срок пребывания на территории Российской Федерации. Однако общество, являющееся принимающей стороной, не исполнило обязанность в части своевременного продления истекшего срока пребывания на территории Российской Федерации данного гражданина и, зная об этом обстоятельстве, допустило его к трудовой деятельности на основании трудового контракта.

Доводы о том, что общество не являлось принимающей стороной иностранного гражданина и не должно нести ответственности за нарушение режима пребывания этого гражданина в Российской Федерации, арбитражный суд находит неосновательными. В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 109-ФЗ факт осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в обществе позволяет рассматривать последнее как принимающую сторону, обязанную соблюдать требования миграционного законодательства.

Утверждение общества о том, что исполнение обязанности по продлению срока временного пребывания иностранного гражданина лежит непосредственно на этом гражданине и общество не должно отслеживать исполнение иностранным гражданином этой обязанности, не соответствует требованиям законодательства. Согласно пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ для постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания именно принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.

Суд не нашел оснований для отмены Постановления УФМС России по г. Москве о наложении штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, если организация, принимающая этого иностранного гражданина на работу, не поставит его на миграционный учет, то она рискует быть привлеченной к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от 400 000 до 500 000 руб., а должностные лица - от 40 000 до 50 000 руб.

Согласно пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 и п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 109-ФЗ иностранный гражданин также может быть поставлен на миграционный учет физическим лицом, у которого данный иностранный гражданин фактически проживает. В этом случае указанное физическое лицо как принимающая сторона и будет исполнять обязанности по постановке на миграционный учет этого иностранца, и тогда у организации обязанности по постановке на миграционный учет не возникнет.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

07.05.2010