Российская организация - заказчик заключает контракт с компанией из Республики Казахстан на оказание ею услуг по экспертизе представленных материалов на территории иностранного государства. При попытке заказчика перечислить денежные средства иностранной компании за оказанные услуги банк настаивает на уплате НДС в бюджет. Должна ли российская организация исчислять и уплачивать НДС в бюджет? Если НДС платить нужно в бюджет РФ, то как организация должна отчитываться в налоговый орган? В какие сроки и какие документы представить?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения.

Таким образом, прежде чем определить, облагаются ли налогом выполняемые работы (услуги) на территории РФ, необходимо определить их место реализации.

При оказании услуг за пределами РФ порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.

Так, на основании норм данной статьи место реализации услуг по экспертизе представленных российской стороной материалов определяется по общему правилу, то есть по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). При этом местом осуществления деятельности организации считается РФ, если выполнено одно из следующих условий:

организация зарегистрирована в РФ;

согласно учредительным документам местом деятельности организации является РФ; управление организацией осуществляется в России или там находится ее постоянно действующий исполнительный орган;

у организации есть постоянное представительство в России (если услуги (работы) оказаны через это постоянное представительство).

Таким образом, учитывая, что в рассматриваемой ситуации исполнитель - компания Республики Казахстан, не имеющая постоянного представительства на территории РФ и осуществляющая свою деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг по экспертизе материалов территория РФ являться не будет. Следовательно, реализация рассматриваемых услуг не облагается НДС в России.

В связи с тем что реализация оказываемых услуг не признается объектом налогообложения по НДС, российская организация при выплате вознаграждения иностранной компании не будет являться налоговым агентом по НДС. Следовательно, она не обязана исчислять и удерживать НДС из сумм, уплачиваемых иностранному лицу за оказание услуг. Значит, при перечислении денежных средств иностранной организации российская организация - заказчик не должна представлять в банк отдельное платежное поручение на сумму налога.

Напомним, что налоговая база определяется налоговыми агентами согласно п. 1 ст. 161 НК РФ. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

При этом налоговый агент (российская организация - покупатель таких услуг) уплачивает в бюджет сумму НДС одновременно с перечислением денежных средств иностранному поставщику (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Кроме того, в этом случае банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу налогоплательщика - иностранного лица, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Факт оказания услуг (выполнения работ) иностранным юридическим лицом за пределами территории Российской Федерации должен быть подтвержден документально.

Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности при совершении внешнеторговых сделок, утвержден МВЭС России от 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России от 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России от 03.07.1997 N 07-26/3628. Согласно данному документу в зависимости от деятельности организации выполняемые работы подтверждаются счетом, счетом-фактурой. Составление какого-либо дополнительного документа действовавшим законодательством не предусматривалось.

Одновременно отметим, что в данном случае российской организации не нужно представлять в налоговые органы документы для получения освобождения от НДС при оказании услуг иностранной компанией. НК РФ не установлен такой порядок. Реализация названных услуг иностранной компанией не подлежит обложению НДС исходя из норм вышеуказанных статей. Кроме того, если организация, согласно нормам ст. 148 НК РФ, не является плательщиком НДС, это не является льготой. В данном случае в налоговые органы не представляется заявление на получение освобождения по ст. 148 НК РФ.

Налоговый орган может запросить вышеуказанные документы только при проведении налоговой проверки НДС (камеральной, выездной) (ст. ст. 88, 89, 93 НК РФ).

Кроме того, следует отметить, что по указанным выше операциям не подлежат налоговым вычетам суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), используемых в данной операции. На основании пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ соответствующие суммы налога учитываются в стоимости работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (Письмо ФНС России от 26.06.2006 N 03-4-03/1184). В частности, это будет касаться общехозяйственных расходов, используемых в периоде приобретения услуг, местом реализации которых не признается территория РФ.

Пунктом 4 ст. 170 НК РФ установлен порядок ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость в случаях осуществления налогоплательщиком операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения. Положения данного пункта применяются в том числе и в случае осуществления операций по оказанию услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается (освобождаемых от налогообложения) (Письмо Минфина России от 22.02.2007 N 03-07-08/24).

При заполнении декларации по НДС операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, отражаются в разд. 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

Правила заполнения разд. 7 разъяснены в п. п. 44 - 44.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного вышеуказанным Приказом. Данный раздел заполняется налогоплательщиком или налоговым агентом.

Применительно к данному разделу надо иметь в виду, что его следует заполнять только в том случае, если вы осуществляете операции:

- не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);

- не признаваемые объектом налогообложения;

- операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

- связанные с получением авансов (оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев.

Е. А.Емельяненко

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

07.05.2010