Организация выполняет работы, предусмотренные в Перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163. Вправе ли она учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы, связанные с внесением в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое нетрудоустроенное лицо в возрасте от 14 до 18 лет?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 5 мая 2010 г. N 16-15/047216@

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ.

На основании ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Согласно ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты, в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые).

Согласно ст. 22 Закона N 1032-1 мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом N 1032-1, являются расходными обязательствами РФ.

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников. Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Таким образом, расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждое нетрудоустроенное лицо в возрасте от 14 до 18 лет, в целях налогообложения прибыли не учитываются. Это связано с тем, что такие расходы направлены не на получение дохода организации, как того требует ст. 252 НК РФ, а являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Кроме того, согласно п. 2.14 Московского трехстороннего соглашения от 22.12.2009 на 2010 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей в целях сохранения в г. Москве системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

А. Н.ЧУГУНОВА

05.05.2010