Налоговому органу потребовались дополнительные доказательства совершения налогоплательщиком нарушений, выявленных при проведении камеральной проверки. В связи с этим он вынес решение о проведении экспертизы в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: В Налоговом кодексе РФ напрямую не сказано о возможности проведения экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). Однако нужно учесть следующее.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ, в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ).

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, экспертиза (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Сам порядок назначения экспертизы прописан в НК РФ неоднозначно. С одной стороны, п. 1 ст. 95 НК РФ говорит о том, что экспертиза может проводиться в том числе при проведении выездных налоговых проверок, то есть предполагается, что и при камеральных проверках она возможна. С другой стороны, из п. 3 этой же статьи следует, что назначить экспертизу может только должностное лицо налогового органа, проводящего выездную проверку. В Постановлении ФАС Уральского округа от 22.07.2009 N Ф09-5202/09-С3 указано на незаконность назначения экспертизы при камеральной проверке.

Наряду с этим другие суды принимают заключения экспертов, полученные в рамках камеральных проверок, в качестве доказательств (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.02.2008 N Ф04-872/2008(450-А67-42), Ф04-872/2008(456-А67-42), от 18.12.2009 N А27-7063/2009).

А иногда суды даже указывают на право налоговых органов назначать экспертизу при проведении камеральных проверок (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.2009 N Ф04-2932/2009(6425-А46-14), ФАС Поволжского округа от 30.09.2008 N А55-17745/2007).

Таким образом, проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки правомерно. И если дело дойдет до судебного спора, то с наибольшей вероятностью суд будет на стороне налоговых органов в этом вопросе.

А. Л.Судакова

Издательство "Главная книга"

04.05.2010