При продаже минеральной воды бармен-кассир не выдал кассовый чек. Впоследствии выяснилось, что покупателем оказался сотрудник налоговой инспекции. По данному факту налоговый орган составил протокол об административном правонарушении и вынес постановление о привлечении кафе к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа 30 000 руб. Правомерны ли действия налогового органа? Должно ли кафе нести ответственность за действия своего работника-бармена?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа.

В связи с тем что бармен действует от имени и в интересах кафе, именно кафе отвечает за несоблюдение его работником действующих норм (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2008 N А66-5768/2007). Возложение ответственности на кафе не является при этом препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать (гл. 39 Трудового кодекса РФ) возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника (Письмо ФНС России от 13.06.2006 N ММ-6-06/597@).

Заметим: в рассматриваемой ситуации нужно учитывать, что действия налоговой инспекции неправомерны, поскольку ею была проведена проверочная закупка. В свою очередь закупка относится к оперативно-розыскному мероприятию, на проведение которого у налоговых органов нет права (ст. ст. 6, 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). В связи с этим доказательства, полученные в рамках проведения сотрудниками инспекции проверочной закупки, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут считаться надлежащими доказательствами по административному делу. Арбитражные суды признают данные постановления незаконными и отменяют их (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2010 N А56-58604/2009, ФАС Поволжского округа от 04.03.2010 N А55-36975/2009, ФАС Московского округа от 25.01.2010 N КА-А40/15235-09, ФАС Центрального округа от 23.11.2009 N А14-8971/2009248/28). При принятии решения арбитры исходят из позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1000/09, от 16.06.2009 N 1988/09, от 02.09.2008 N 3125/08.

Налоговые органы имеют право осуществлять контроль за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пп. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Таким образом, действия налогового органа по привлечению кафе к административной ответственности по результату контрольной закупки являются неправомерными. Заметим, что УФНС России по г. Москве данную позицию поддерживает (Письмо от 17.09.2009 N 08-15/097088@).

Н. В.Лебедева

Консалтинговая группа "Аюдар"

30.04.2010