Организация, являющаяся плательщиком НДС, заключила с центром занятости населения договор об организации общественных работ. В рамках этих работ организация приняла на работу граждан (работников, находящихся под угрозой увольнения) по срочному трудовому договору. Предметом договора с центром занятости является сотрудничество общества и центра занятости населения по организации общественных работ и предоставление субсидий в целях возмещения затрат общества в связи с оказанием услуг по организации общественных работ. Обязана ли организация уплачивать НДС с сумм бюджетных субсидий, поступивших по указанному договору?

Ответ: Согласно п. п. 1, 2, 5 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы, однако нормативными документами может быть предусмотрено возмещение затрат работодателей. Согласно п. 21 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875, по решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Так, Правилами предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011, в 2010 г. предусматривается предоставление субсидий региональным бюджетам из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, предусматривающих в числе прочего организацию общественных работ. В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидия в связи с проведением общественных работ выделяется организации на полное или частичное возмещение его затрат по оплате труда и уплате страховых взносов.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров, работ, услуг, то есть передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Принимая на работу работников, направленных центром занятости населения, организация не выполняет работы и не оказывает услуги ни органу местного самоуправления, ни центру занятости населения. Следовательно, в отсутствие объекта налогообложения организация не должна начислять НДС на суммы компенсации понесенных затрат на оплату труда и уплату разовых взносов. Точно так же не начисляется НДС и при получении из бюджета компенсации иных затрат организации, например на возмещение ее затрат, связанных с производством товаров (см. Письмо Минфина России от 05.03.2010 N 03-07-08/57).

Объект налогообложения возникает при реализации товаров (работ, услуг), в производстве которых участвуют работники, привлеченные по срочным трудовым договорам. Уплата НДС на суммы субсидий, полученных от центра занятости населения, означала бы двойное налогообложение (сначала с сумм компенсации затрат, затем со стоимости товаров, себестоимость которых складывается в том числе из затрат на оплату труда).

Вместе с тем Минфин России настаивает, что общественные работы организация-работодатель, получающая субсидию, выполняет для центра занятости населения, следовательно, эти работы облагаются НДС в общеустановленном порядке (Письма от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 02.03.2010 N 03-07-11/42, от 11.12.2009 N 03-03-06/4/106, от 02.12.2009 N 03-07-04/07, от 01.09.2009 N 03-07-11/215). Однако Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен новым пп. 11, согласно которому не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ действие положения пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Таким образом, начислять НДС на суммы субсидий, полученных в связи с организацией общественных работ, не нужно. Если же налогоплательщик следовал разъяснениям Минфина России и уплачивал НДС в 2009 - 2010 гг., он вправе пересчитать налоговую базу за прошедшие периоды.

Е. В.Емельянова

Консалтинговая группа "Аюдар"

30.04.2010