Вправе ли организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, возвратить производителю закупленную алкогольную продукцию, не соответствующую требованиям государственных стандартов? Какие последствия могут повлечь для организации закупка и последующее хранение на ее складах алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов?
Ответ: Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусматривает возможность аннулирования лицензии организации в случае производства продукции, не соответствующей государственным стандартам.
Следовательно, производство и (или) оборот алкогольной продукции, соответствующей требованиям государственных стандартов, являются одними из лицензионных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Таким образом, возврат алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам, от организации-оптовика к производителю указанной продукции не допускается. Такая продукция признается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию государственным органом в целях ее переработки или уничтожения.
Последствиями нахождения на складах организации алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, может быть привлечение ее к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Согласно ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа. Хранение алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственного стандарта, признается оборотом данной продукции, в связи с чем в действиях организации имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ. Такой вывод был сделан в Решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-4375/2008-С9.
Суд указал, что в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Аналогичное требование содержится в ст. 22 Закона N 29-ФЗ, п. 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов; указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Обязанности владельцев некачественных продуктов установлены в ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ. Так, владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. В случае если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 24 Закона N 29-ФЗ). Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных либо технических документов и согласовывает с органом государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения (ст. 25 Закона N 29-ФЗ).
Судом при рассмотрении данного дела было установлено, что организация не проводила производственный контроль за соблюдением санитарных правил при хранении алкогольной продукции; хранение продукции осуществлялось в условиях, не соответствующих условиям хранения, заявленным на маркировке продукции и определенным нормативными документами; организация, являясь владельцем некачественной пищевой продукции, не изъяла ее из оборота самостоятельно и не направила на утилизацию или уничтожение. Таким образом, организацией не были предприняты все зависящие от нее меры по недопущению оборота алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, в связи с чем она была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ, а алкогольная продукция, не соответствующая требованиям государственных стандартов, согласно предписанию об изъятии ее из оборота подлежала конфискации.
И. Б.Королева
Фонд системного анализа
и социально-экономического
проектирования
28.04.2010