Физическое лицо приобрело автомобиль. Организация-продавец предложила физическому лицу раскрасить его автомобиль в фирменный цвет организации, написать на нем контактные телефоны организации и ее название. За это организация ежемесячно выплачивает физическому лицу вознаграждение. Как учитывать организации такое вознаграждение в целях налога на прибыль? Кто должен платить НДФЛ?
Ответ: В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом под объектом рекламирования понимаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. А под товаром в свою очередь Закон понимает продукт деятельности (в том числе работу, услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
С учетом вышеизложенного считаем, что размещенная на транспортном средстве информация об организации, включающая название, контактные данные, фирменный цвет и т. п., может быть признана рекламной. Однако при этом следует отметить, что, поскольку при определении в Законе объекта рекламирования в качестве существенного признака выделяется именно товар (работа, услуга) или юридическое лицо, характеризующееся именно как изготовитель (продавец) товара (работы, услуги), для исключения риска признания размещаемой информации как не носящей характер рекламной считаем необходимым, чтобы в составе такой информации отражались сведения, позволяющие идентифицировать товар (работу, услугу) и (или) сферу деятельности рекламодателя.
Кроме того, следует обратить внимание, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не признается в соответствии с положениями ст. 19 Закона в качестве наружной. При этом положениями ст. 20 Закона устанавливаются отдельные требования и ограничения к рекламе, размещаемой на транспортных средствах.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Основанием для выполнения физическим лицом услуг по эксплуатации его автомобиля с нанесенной контактной информацией организации, фирменного цвета, наименования и иных данных, по нашему мнению, может быть договор возмездного оказания услуг, заключенный сторонами в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством Российской Федерации (гл. 27 Гражданского кодекса РФ), либо иное соглашение сторон.
В соответствии с положениями пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ и п. 4 указанной статьи расходы организации на размещение рекламы на транспортном средстве физического лица подлежат отражению в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом поскольку указанный вид расходов не поименован в составе расходов, не подлежащих нормированию для целей налогообложения и указанных непосредственно в п. 4 ст. 264 НК РФ, данные затраты на основании указанных выше норм для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Соответствующая позиция подтверждена Письмами Минфина России от 30.12.2005 N 03-03-04/2/148, от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334.
При этом налогоплательщику-рекламодателю следует уделить внимание надлежащему оформлению документов в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ. Подтверждением факта оказания услуги будут являться договор, акт оказанных услуг, документы, подтверждающие расчеты между сторонами.
Суммы, выплачиваемые физическому лицу в соответствии с условиями заключенного договора, признаются согласно положениям пп. 4, 6, 10 п. 1 ст. 208 НК РФ (в зависимости от формы заключенного договора) доходом физического лица. При этом на основании норм п. п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ организация-рекламодатель будет признаваться налоговым агентом с возложением на нее обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налога в бюджет, а также иных обязанностей, возложенных на налогового агента нормами ст. ст. 226, 230 НК РФ.
Г. Н.Афиногенова
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
28.04.2010