Установлена ли налоговая ответственность в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган аудиторского заключения?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.
Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ)).
Обязательному аудиту подлежат, согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, в частности, организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества; организации, являющиеся кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми организациями, обществами взаимного страхования, товарными или фондовыми биржами, инвестиционными фондами, государственными внебюджетными фондами, фондами, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации, у которых объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.
По данному вопросу не сформировалось единообразной судебной практики. Так, согласно Постановлению ФАС Московского округа от 02.09.2009 N КА-А41/8622-09, признавая недействительным решение налогового органа в части привлечения организации к ответственности по п. 1 ст. 126 Кодекса за несвоевременное представление аудиторского заключения, суд исходил из того, что аудиторское заключение не является частью налоговой отчетности налогоплательщика, подлежащей обязательному представлению в налоговый орган. Ссылки налогового органа на действовавшие в момент рассмотрения спора нормы Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", на п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, на п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, которые предусматривают представление такого заключения в составе бухгалтерской отчетности, не опровергают выводы суда, так как в соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса правонарушением признается непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных актами законодательства о налогах и сборах, а не нормами бухгалтерского учета.
Однако существует и противоположная точка зрения, высказываемая судами по данному вопросу, которая основывается на том, что в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ.
Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ).
Квартальная бухгалтерская отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Учитывая изложенное, ФАС Уральского округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N Ф09-11483/06-С7 признал законным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, за непредставление аудиторского заключения в установленный законодательством срок. Согласно Определению ВАС РФ от 09.04.2007 N 3353/07 указанное решение суда также признано законным.
К аналогичному выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.12.2006 N А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1, а также ФАС Центрального округа в Постановлении от 25.07.2007 по делу N А64-5050/06-15.
Таким образом, исходя из анализа приведенной судебной практики можно сделать вывод, что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление в налоговый орган в установленный срок аудиторского заключения согласно п. 1 ст. 126 Кодекса.
А. А.Альферович
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
27.04.2010