У организации возник спор с налоговым органом, вытекающий из налоговых правоотношений. Она решила привлечь для разрешения спора посредника, исполняющего свои обязанности на основании посреднического соглашения на осуществление примирительной процедуры (медиации). Может ли налоговый орган быть стороной примирительной процедуры?

Ответ: Пунктом 2 ч. 1 ст. 135 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривается право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора.

Согласно ч. 2 ст. 138 АПК РФ стороны могут урегулировать спор, используя примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

В соответствии со ст. 190 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами с использованием примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

По сути, процедура медиации заключается в том, что стороны спора заключают с посредником (медиатором) посредническое соглашение на проведение примирительной процедуры (медиации), по окончании которой принимается соглашение об урегулировании спора.

В соответствии со ст. 153 и п. п. 1 и 3 ст. 154 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух - или многосторонними (договоры). Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух либо трех или более сторон.

Следовательно, посредническое соглашение на осуществление примирительной процедуры, поскольку оно соответствует целям ст. 153 ГК РФ, по своей юридической природе является сделкой - договором, и на него распространяются нормы ГК РФ.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Статьей 31 Налогового кодекса РФ определяются права налогового органа.

Статьей 31 НК РФ не предусмотрено право налогового органа на заключение посреднического соглашения на осуществление медиации в связи с уплатой налогов.

Таким образом, налоговый орган не вправе быть стороной рассматриваемой примирительной процедуры.

Е. В.Соснов

Минфин России

27.04.2010