Об отмене землеустроительного дела; об образовании и осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2010 г. N Д23-1530
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение и по затронутым в обращении вопросам сообщает следующее.
1. По вопросу об отмене землеустроительного дела.
Действующее законодательство не предусматривает возможность отмены в административном порядке ранее утвержденных землеустроительных дел. При этом необходимо отметить, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Учитывая изложенное, полагаем, что отрицательное заключение экспертной комиссии Управления Роснедвижимости по области (далее - Управление) от 25 февраля 2010 г., полученное по результатам проведенной государственной экспертизы землеустроительной документации в отношении земельного участка, занимаемого кладбищем (далее - Участок), в соответствии с действующим процессуальным законодательством может быть использовано в суде.
Дополнительно сообщаем, что согласно информации, предоставленной Росреестром, результаты вышеуказанной экспертизы направлены Управлением прокурору г. Самары.
Необходимо отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) в Земельном кодексе Российской Федерации произошла замена понятия "проект границ земельного участка" на понятие "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Схема расположения земельного участка). Также внесены изменения в Закон о землеустройстве, согласно которым земельные участки не являются объектами землеустройства, в связи с чем с даты вступления в силу Закона (17 мая 2008 г.) проекты границ земельных участков не изготавливаются и не утверждаются, землеустройство в отношении земельных участков не проводится. Определение местоположения границ земельных участков осуществляется при проведении кадастровых работ, результатом которых является межевой план. Требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования).
2. Об образовании и осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков.
Порядок образования земельных участков регулируется гл. I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в случае, если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с предоставлением для целей, предусмотренных ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков осуществляется с учетом требований указанных статей, в том числе обязательным условием образования земельных участков в данном случае является наличие утвержденной органом местного самоуправления Схемы расположения земельного участка. В соответствии с действующим законодательством Схема расположения земельного участка является основанием для проведения кадастровых работ по определению местоположения границ образуемого земельного участка.
Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета соответствующего заявления и документов, предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в том числе межевого плана.
Как следует из обращения, распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 25.01.2010 N 23 в отношении Участка утверждена Схема расположения земельного участка.
Таким образом, границы Участка определяются в соответствии с вышеуказанной Схемой расположения земельного участка при проведении кадастровых работ, результатом которых является межевой план Участка.
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст. ст. 26 и 27 Закона о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (далее - проверка документов). При отсутствии таких оснований органом кадастрового учета принимается решение об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Необходимо отметить, что Законом о кадастре и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования кадастровых отношений орган кадастрового учета не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания принимаемых и утверждаемых органами местного самоуправления документов, в том числе Схем расположения земельных участков.
Орган кадастрового учета при проведении проверки документов в отношении Схемы расположения земельного участка проверяет только ее наличие в составе приложения межевого плана (п. 23 Требований) и не проверяет соблюдение органом местного самоуправления действующего законодательства при ее утверждении.
Надзор за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" от имени Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры. Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, не наделено полномочиями по надзору за исполнением законов.
Директор
Департамента недвижимости
А. И.ИВАКИН
26.04.2010