Об отсутствии обязанностей налогового агента по налогу на прибыль у российской организации в отношении доходов казахского банка в виде штрафных процентов за просрочку исполнения долгового обязательства
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке налогообложения штрафных процентов за просрочку исполнения долгового обязательства перед казахским банком сообщает следующее.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Вместе с тем ст. 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно п. 5 ст. 11 "Проценты" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) термин "проценты" означает доход от долговых требований любого вида, обеспеченных или не обеспеченных залогом, дающих или не дающих право на участие в прибыли должников, и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Штрафы за несвоевременные выплаты не рассматриваются в качестве процентов для целей настоящей статьи.
В связи с этим следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 21 "Другие доходы" Конвенции, согласно которому виды доходов резидента договаривающегося государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в этом государстве (в рассматриваемом случае - в Казахстане).
Таким образом, российское общество не выступает налоговым агентом казахского банка, получающего доходы в виде штрафных процентов за просрочку исполнения долгового обязательства.
В соответствии со ст. 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
23.04.2010