Закон об алкоголе "отлакировали" пивом

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса, аспирант МАОК, г. Москва.

Очередные поправки в Федеральном законе, регулирующем оборот алкогольной продукции, вступают в силу в ближайшее время. Одна из наиболее существенных новаций приравнивает пиво к категории алкоголя со всеми вытекающими из этого статуса требованиями к производителям и реализаторам "народного" напитка.

Поправки защитят граждан

Президентом РФ 18 июля 2011 года были утверждены существенные поправки в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Настоящие изменения направлены на защиту нравственности и законных прав граждан, экономических интересов РФ, на обеспечение безопасности потребителей вышеуказанной продукции, а также на контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

При этом рассматриваемые изменения будут вводиться постепенно, что обеспечит плавный переход субъектов алкогольного рынка на "новые рельсы".

Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" официально опубликован и вступил в силу 22 июля 2011 года.

По настоящее время практическое применение получили положения, вступившие в силу со дня официального опубликования, дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ и действующие с 1 января 2012 года.

Следующим этапом будет вступление в силу положений Закона N 218-ФЗ с 1 июля 2012 года и с 1 января 2013 года.

Жаркое лето 2012-го

Рассмотрим для начала те положения Закона N 218-ФЗ, которые вступают в силу с 1 июля 2012 года.

Прогрессивная законодательная инициатива через терния дискуссий позволила признать пиво алкогольным напитком, а значит, подвести его производство и оборот под нормы Закона N 171-ФЗ и передать в компетенцию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования).

Производители выступали категорически против этого, однако пиво по степени воздействия на человеческий организм является таким же алкоголем. Вся аргументация производителей банально сводится к иному способу изготовления напитка. Но по результатам множества экспертиз практически все продукты с надписью на этикетке "пиво" им не являются. Скорее можно говорить о некоем спиртном напитке, приготовленном из соответствующего концентрата. Именно поэтому этот продукт, как и любой другой алкогольный, нужно лицензировать.

Особое внимание уделено и техническим регламентам на вино. Сегодня красивые этикетки вводят потребителя в заблуждение. Новый Закон даст уточненное и детальное разграничение вин и виноматериалов, произведенных из натуральных либо ненатуральных компонентов.

Кроме того, в связи с тем, что питьевой этиловый спирт исключается из видов алкогольной продукции, вводится запрет на его розничную продажу.

Нововведения ожидаются в области лицензирования перевозок этилового спирта. Требования к перевозчикам данного продукта будут утверждаться Росалкогольрегулированием. При этом потребуется подтверждение уведомлением всех перевозок с учетом объемов транспортировки с помощью автоматических средств измерения.

Вводятся жесткие лицензионные нормативы для торгующих предприятий. Так, торговые площади для реализации алкогольной продукции, за исключением пива, должны быть не менее 50 кв. м в городе и 25 кв. м на селе. Чтобы получить разрешение на продажу пива, организация должна будет иметь стационарное помещение и контрольно-кассовую технику.

Новые условия заставят исчезнуть с улиц городов нестационарные торговые точки, пресловутые палатки и ларьки, существующие только за счет реализации алкоголя. Для формирования цивилизованной торговли и деалкоголизации общества эти меры более чем необходимы.

Данные изменения должны лишить организации каких-либо лазеек в уходе от налогообложения и сделают их бухгалтерию абсолютно прозрачной.

Холодная зима 2013-го

В полной мере контроль производства пива и пивных напитков начнется с января 2013 года, так как основное технологическое оборудование для производства данного напитка должно быть оборудовано автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Особый порядок вводится для контроля работы обособленных подразделений. Будет запрещено производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. В то же время вводится запрет на производство этилового спирта обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции. То есть одновременно производить этиловый спирт и алкогольную продукцию в одном обособленном подразделении организация не сможет.

Новая организационная модель работы производителей сделает их работу прозрачнее, позволит пресекать махинации с неучтенными объемами спирта и алкогольной продукции. Росалкогольрегулирование и Федеральная налоговая служба усилят оперативный контроль за производителями алкогольной продукции. Этому будут способствовать многочисленные информационно-учетные программы и системы уведомлений и декларирования.

Однако закон не дает четкого определения понятия "обособленное подразделение": это филиал или отдельно стоящий производственный участок?

Ситуацию исправляет норма Закона N 218-ФЗ, в которой четко обозначено, что в лицензии должны быть указаны все места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При этом не имеет значения отражение их создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Согласно данному порядку запрет на одновременное производство этилового спирта и алкогольной продукции придется соблюдать, так как указываемые в соответствующих лицензиях адреса обособленных подразделений, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции, не будут одинаковыми. Таким образом, для соблюдения запрета достаточно, чтобы были разными их адреса.

Такая правовая позиция создает условия для обязательного учета и декларирования перемещения продукции между разными адресами одной организации, а следовательно, главная цель законодателей будет достигнута.

Вышеназванные меры являются лишь частью в широком спектре мер, реализация которых позволит позитивно повлиять на процессы, протекающие на алкогольном рынке.

Таким образом, в современных условиях реформирование алкогольного законодательства приобретает новое содержание и направленность. Оно рассматривается в качестве одного из механизмов обеспечения экономической безопасности государства.

Росалкогольрегулированию предстоит большая работа в этом направлении. Его профилактическая деятельность должна быть направлена на организацию постоянного взаимодействия с уполномоченными государственными органами, предприятиями, учреждениями, СМИ с целью активизации их участия в профилактике правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции.