Должен ли свидетель перед получением налоговым органом показаний для целей налогового контроля быть предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Пунктом 5 ст. 90 НК РФ установлено, что перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

В силу ст. 128 НК РФ неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Статьей 307 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложные показания.

В п. 5 ст. 90 НК РФ не указано на предупреждение свидетеля об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, в нем имеется в виду предупреждение свидетеля о налоговой ответственности, установленной ст. 128 НК РФ.

Правомерность подобных выводов подтверждается судебной практикой.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 02.12.2009 N А43-16761/2009-32-325, направляя дело на новое рассмотрение, указал, что согласно п. 5 ст. 90 НК РФ при допросе физических лиц в качестве свидетелей последние предупреждаются не об уголовной ответственности за заведомо ложные показания либо отказ от их дачи соответственно по ст. ст. 307, 308 УК РФ, а об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной ст. 128 НК РФ.

В Постановлении от 20.11.2009 N А11-12190/2008 ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что НК РФ не содержит нормы, в соответствии с которой при получении показаний должностное лицо налогового органа должно предупреждать свидетеля об уголовной ответственности.

К такому же выводу пришли ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27.02.2010 N А27-929/2009 и ФАС Московского округа в Постановлении от 11.02.2009 N КА-А40/141-09-П.

В то же время следует учитывать, что есть судебная практика и с противоположными выводами по рассматриваемому вопросу.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14.12.2007 N А43-1134/2007-6-31 указал, что ссылка налогового органа на объяснение свидетеля несостоятельна, поскольку данное объяснение получено с нарушением п. 5 ст. 90 НК РФ - опрашиваемый свидетель не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Как указал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.01.2006 N Ф04-9750/2005(18846-А75-37), в соответствии со ст. ст. 90, 92 НК РФ при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе допрашивать свидетелей, предварительно предупредив их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и производить осмотр помещений в присутствии понятых.

По нашему мнению, такое толкование п. 5 ст. 90 НК РФ не соответствует законодательству, и, следовательно, у налогового органа отсутствует обязанность предупреждать свидетеля об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ перед получением его показаний для целей налогового контроля.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.04.2010