Вправе ли торговая организация, реализующая согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 автомобили со скидкой в размере 50 тыс. руб. физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010 г. вышедшие из эксплуатации автомобили, применять порядок определения налоговой базы по НДС, предусмотренный абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ?
Ответ: Нормы п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), согласно которым налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, применяются при реализации товаров по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194, субсидии за счет средств федерального бюджета предоставляются на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства, полная масса которых не превышает 3,5 тонны, со скидкой в размере 50 тыс. руб. физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010 г. вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство, полная масса которого не превышает 3,5 тонны и возраст которого составляет более 10 лет.
Таким образом, вышеуказанные нормы п. 2 ст. 154 Кодекса в отношении операций по реализации физическим лицам, сдавшим на утилизацию в 2010 г. вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство, новых автотранспортных средств российского производства со скидкой в размере 50 тыс. руб., возмещаемой из федерального бюджета в виде субсидий, не применяются. В связи с этим при реализации указанных автотранспортных средств налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 154 Кодекса.
Так, согласно п. 1 ст. 154 Кодекса при реализации товаров налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, и без включения в них налога.
Пунктом 1 ст. 40 Кодекса установлено, что для целей налогообложения, в том числе налогом на добавленную стоимость, принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 данной статьи Кодекса. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами скидки к цене.
Учитывая изложенное, при реализации физическим лицам новых автотранспортных средств по ценам с учетом скидки в размере 50 тыс. руб. налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом данной скидки.
Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета торговым организациям на возмещение потерь в доходах этих организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой в размере 50 тыс. руб., то согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров. В связи с этим получаемые торговыми организациями указанные суммы субсидий связаны с оплатой реализованных этими организациями автотранспортных средств. Таким образом, вышеуказанные суммы субсидий, получаемые торговой организацией, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Е. Н.Вихляева
Советник отдела
косвенных налогов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
22.04.2010