Налоговый орган по результатам проведенной выездной налоговой проверки вынес решение о привлечении организации (ООО) к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, и начислении пени в связи с тем, что общество, заключившее договор с физическим лицом - налоговым резидентом РФ, не являющимся индивидуальным предпринимателем, не удержало НДФЛ с доходов данного физического лица. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.
Абзацем 1 п. 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
Указанные в абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ лица именуются в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм НДФЛ (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.01.2010 N 12000/09, рассматривая аналогичную ситуацию, указал: пени как правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на который возложена такая обязанность, а обязанность по уплате в бюджет НДФЛ у налогового агента возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность у налогоплательщика, и, следовательно, отказ во взыскании пеней с налогового агента в случае неудержания им налога с выплаченного дохода не обеспечивал бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты НДФЛ.
Учитывая изложенное, действия налогового органа, выразившиеся в вынесении решения о привлечении организации (ООО) к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, и начислении пени по результатам проведенной выездной налоговой проверки в связи с тем, что общество, заключившее договор с физическим лицом - налоговым резидентом РФ, не являющимся индивидуальным предпринимателем, не удержало НДФЛ с доходов данного физического лица, являются правомерными.
В. Г.Крашенинников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
21.04.2010