Федеральное государственное бюджетное учреждение проводит запрос котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд. В извещении о проведении запроса котировок установлено, что участник размещения заказа в составе котировочной заявки должен представлять документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа. Правомерно ли установление в извещении о проведении запроса котировок подобного требования?

Ответ: Требования, предъявляемые к запросу котировок, установлены в ст. 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Положения данной статьи не содержат норм, которые позволяли бы устанавливать требования о представлении в составе котировочной заявки документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Требования, предъявляемые к котировочной заявке, установлены в ст. 44 Закона N 94-ФЗ. Так, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Как следует из анализа приведенной статьи, в ней не указано, что в составе котировочной заявки должен представляться документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

Согласно ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Как отмечено в Постановлении Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 46-АД09-3, отклонение котировочной заявки организации по причине отсутствия в котировочной заявке документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, произведено по основанию, не предусмотренному законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Однако ФАС Поволжского округа в Постановлении от 27.02.2009 N А55-10735/2008 пришел к выводу, что в действиях котировочной комиссии, отклонившей заявку организации, не подтвердившей свой статус участника размещения заказа путем приложения соответствующей доверенности на лицо, подписавшее заявку, отсутствует нарушение Закона N 94-ФЗ.

Суд руководствовался следующим.

В силу ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Статья 185 ГК РФ определяет доверенность как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Таким образом, доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав. Доверенность адресуется третьим лицам и подлежит предъявлению в случае осуществления представителем действий от имени представляемого лица.

Суд не согласился с выводами о том, что во всех случаях представительство действует от имени юридического лица и обязательства, принятые на себя представительством, являются обязательствами юридического лица, если не доказано, что юридическое лицо не уполномочивало представительство на совершение тех или иных действий.

Данные выводы противоречат п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", из которого следует, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

В соответствии со ст. 2 Закона N 94-ФЗ регулирование отношений, связанных с размещением заказов, основывается в том числе на положениях ГК РФ.

Таким образом, отсутствие в Законе N 94-ФЗ прямого указания на необходимость представления доверенности представителя не освобождает его от обязанности подтверждения им своих полномочий в соответствии с нормами ГК РФ.

В силу ст. 47 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия вправе рассматривать и давать оценку именно тем документам, которые представлены участником размещения заказа.

В силу этого суд посчитал, что котировочная комиссия не могла рассмотреть заявку представительства, не обладающего статусом участника размещения заказа и не подтвердившего свои полномочия на представление интересов юридического лица соответствующей доверенностью.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Поволжского округа от 27.02.2009 N А55-9901/2008.

Данная позиция поддержана и ВАС РФ в Определениях от 04.06.2009 N 6355/09 и N 6348/09.

Следует отметить, что в приведенных судебных актах судами рассматривался вопрос о правомерности отклонения котировочной заявки ввиду непредставления документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участники размещения заказов имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Таким образом, установление в извещении о проведении запроса котировок требования о том, что участник размещения заказа в составе котировочной заявки должен представлять документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, неправомерно. Вместе с тем, если участник размещения заказа выступает через своего представителя, то полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.04.2010