Организация является официальным дилером иностранной компании - производителя автомобилей. Среди реализуемых автомобилей имеются автомобили для пробных поездок потенциальных покупателей (тест-драйва). Правомерно ли учитывать для целей исчисления налога на прибыль в качестве рекламных расходов затраты на бензин, на размещение рекламы на данном автомобиле - наклеек с информацией об организации-дилере? Возможно ли учитывать расходы на предпродажную подготовку указанных автомобилей (снятие наклеек, химчистка салона) для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Вместе с тем расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Так как расходы на приобретение бензина для автомобиля, используемого для пробных поездок потенциальных покупателей, размещение рекламы на данном автомобиле в виде наклеек с информацией о налогоплательщике, а также расходы на предпродажную подготовку указанных автомобилей являются обоснованными, налогоплательщик понес их в связи с деятельностью, направленной на получение дохода, и он вправе учесть их в целях гл. 25 НК РФ.
При этом необходимо определиться, к какому виду расходов их следует отнести.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В связи с тем что понятие рекламы не определено в НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ необходимо использовать определение, данное в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Так, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3).
Анализ определения понятия "реклама" позволяет сделать вывод о том, что к рекламе могут быть отнесены расходы по размещению рекламной информации на автомобиле тест-драйва в виде наклеек с информацией о налогоплательщике, а также расходы по приобретению бензина для него.
Расходы на рекламу учитываются в порядке, изложенном в п. 4 ст. 264 НК РФ, где детализированы расходы, относимые к расходам на рекламу. При этом в абз. 2 - 4 указаны ненормируемые расходы на рекламу. Все прочие расходы, относимые к расходам на рекламу, учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Отметим, что такое ограничение в 1 процент установлено для всей совокупности нормируемых расходов на рекламу.
Так как вышеназванные расходы на рекламу не подпадают под круг расходов, ограниченный абз. 2 - 4 НК РФ, указанные расходы учитываются в расходах на рекламу в соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть являются нормируемыми.
Что касается расходов на предпродажную подготовку указанных автомобилей (снятие наклеек, химчистка салона), они учитываются в следующем порядке.
Демонстрационные автомобили, используемые по программе "тест-драйв", относятся к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ, и стоимость их списывается в соответствии с порядком, установленным ст. 259 НК РФ (Письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/105).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.
При этом согласно п. 1 ст. 268 НК РФ налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от реализации на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Таким образом, расходы по предпродажной подготовке, как непосредственно связанные с реализацией автомобиля, уменьшают доходы от реализации указанного автомобиля.
Е. В.Евсик
Главный специалист-эксперт
отдела налогообложения прибыли
(дохода) организаций
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
21.04.2010