Государственным бюджетным учреждением проводится запрос котировок на оказание услуг для государственных нужд. В извещении о проведении запроса котировок, размещенном в установленном порядке, указано, что котировочная заявка участника размещения заказа должна содержать характеристики предлагаемых к оказанию услуг. Может ли быть правомерным такое требование?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

На основании п. п. 3 и 4 ст. 43 Закона N 94-ФЗ запрос котировок должен содержать сведения о форме котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа, а также наименовании, характеристиках и количестве поставляемых товаров, наименовании, характеристиках и объеме выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно ст. 44 Закона N 94-ФЗ, которая закрепляет исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к котировочной заявке, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей).

Как следует из положений ст. 44 Закона N 94-ФЗ, требование об указании в котировочной заявке характеристик предлагаемых к оказанию услуг ею не установлено.

Вывод о том, что ст. 44 Закона N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать котировочная заявка, содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 46-АД09-3.

Таким образом, требование о том, что котировочная заявка участника размещения заказа должна содержать характеристики предлагаемых к оказанию услуг, неправомерно.

Данный вывод подтверждается также судебной практикой.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.03.2009 N А56-11602/2008 пришел к выводу, что ст. 44 Закона N 94-ФЗ не предусматривает, что участник размещения заказа обязан в своей котировочной заявке указывать наименование и характеристики предлагаемых к оказанию услуг. Данное Постановление оставлено без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2009 N А56-11602/2008, в котором суд указал, что в ст. 44 Закона N 94-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к котировочной заявке. В числе таковых отсутствуют наименование и характеристики предлагаемых к оказанию услуг (в отличие от наименования и характеристик поставляемых товаров). Закрепленные в указанной статье требования не предусматривают, что участник размещения заказа обязан в своей котировочной заявке указывать наименование и характеристики предлагаемых к оказанию услуг.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.04.2010