Дети в сделках с недвижимостью (часть 2)
(Волохова Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2004, N 2)
Текст документа
ДЕТИ В СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
(ЧАСТЬ 2)
Н. ВОЛОХОВА
Волохова Н., юрист "Агентства МИЭЛЬ".
Институт опеки и попечительства впервые введен в гражданское законодательство с введением в действие первой части ГК РФ 1 января 1995 г., ранее эти нормы содержались в КоБС 1969 года. Органами опеки и попечительства являлись: исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.
Осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Такое же распределение функций по опеке и попечительству было закреплено в Положении об органах опеки и попечительства РСФСР.
Ст. 34 действующего Гражданского кодекса РФ устанавливает, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Порядок создания таких органов, их структура, компетенция, порядок деятельности определяются согласно ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ": "Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации".
Семейный кодекс РФ, устанавливая правила защиты интересов несовершеннолетних членов семьи, в ст. 121 также указывает, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Законом г. Москвы "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в г. Москве" N 16 от 04.06.1997 наряду с органами опеки и попечительства, создаваемыми при муниципалитетах, для решения наиболее сложных вопросов глава Управы на основании рекомендаций районного Собрания образует комиссию по охране прав детей и руководит ее работой (какие сложные вопросы, в Законе не расшифровывается!), а нормативы, установленные все тем же Законом, составляют - 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения района (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), но не менее трех должностей на район.
Например, ст. 5 Закона г. Москвы "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве" устанавливает, что "осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района - в отношении несовершеннолетних лиц, на окружные управления здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на муниципальные управления социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц". Органы местного самоуправления в настоящее время полностью выполняют работу, связанную с рассмотрением заявлений граждан по поводу отчуждения имущества. Для рассмотрения вопросов по отчуждению жилых помещений органы опеки и попечительства запрашивают следующие документы:
а) заявление от родителей (обоих), опекунов или попечителей, с просьбой о разрешении совершения сделки;
б) согласие несовершеннолетнего старше 14-летнего возраста проживать на жилой площади, приобретенной для него в результате сделки отчуждения жилой площади (при этом органы опеки и попечительства в некоторых районах требуют согласия несовершеннолетних с 10 лет, что соответствует нормам ст. 57 СК РФ, и при этом возникает вопрос, правомерно ли поступают те органы опеки, которые требуют согласия несовершеннолетних после 14 лет, ссылаясь на нормы, содержащиеся в подзаконном акте, игнорируя федеральное законодательство, а требования о 14-летнем возрасте исходят из письма Минобразования РФ "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" от 9 июня 1999 г. N 244/26-5);
в) копии финансовых лицевых счетов жилой площади отдельно с места продажи и места покупки (обмен) жилых помещений;
г) свидетельства о собственности на жилое помещение и документ - основание права собственности, отдельно с места продажи и с места покупки (обмена);
д) справки из налоговой инспекции, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налога на недвижимость (по двум адресам) - данные справки требуют не везде;
е) справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, если одна из квартир перешла к собственнику по наследству или в результате договора дарения;
ж) справки БТИ, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обращения (по двум адресам);
з) поэтажный план + экспликация (по двум адресам);
и) выписки из домовых книг (по двум адресам);
к) справки об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам (по двум адресам);
л) разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по новому адресу из ОВД (форма 6);
м) свидетельство о рождении несовершеннолетнего и паспорта представителей.
Во всех случаях необходим запрос нотариуса на предварительное разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки.
Все документы предоставляются в оригиналах и ксерокопиях!
Данный список документов рассматривается либо единолично, либо коллегиально специалистами ООП. После чего выносится решение об условиях проведения сделки либо об отказе в ее проведении.
В соответствии с письмом Минобразования от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" оформление предварительного разрешения на совершение сделки с жилыми помещениями, в которых несовершеннолетние являются собственниками, сособственниками, членами семьи собственника жилого помещения или дома, производится в форме постановления (распоряжения) органа местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних. Постановление выдается, как правило, руководителем муниципалитета - префектом. Однако не везде принята именно такая схема работы. Так, например, в некоторых районах Московской области функции органов опеки и попечительства выполняют районные или городские отделы образования.
Органы опеки также устанавливают срок предоставления зарегистрированных документов, где на ребенка приобретается собственность либо выписка из домовой книги с отметкой о постановке несовершеннолетнего на постоянный регистрационный учет по новому месту жительства. Такой срок устанавливается соразмерно сделке: 1 месяц в случае продажи и одновременного приобретения жилого помещения; возможно 2 и более месяца при условии последующего приобретения (напр.: новостройки), хотя есть и трехдневный срок (Управа Можайское).
Законодателем особо отмечено, что органы опеки и попечительства не вправе требовать обязательного включения в число собственников (сособственников) жилой площади несовершеннолетних членов семьи при даче согласия на отчуждение жилого помещения, где несовершеннолетний не являлся ни собственником, ни сособственником (часть четвертая ст. 292 ГК Российской Федерации). Однако в обязательном порядке должно быть закреплено право несовершеннолетних членов семьи собственника (сособственника) на проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением. Как мне кажется, данное правило может распространяться лишь на сделки, где альтернативная квартира (квартира, приобретаемая взамен продаваемой) либо равноценная, либо большей площади. Если взамен продаваемой квартиры приобретается квартира меньшей площади, то целесообразно наделить несовершеннолетнего собственностью, таким образом заменив ему уменьшение права пользования собственностью.
При проверке квартиры с точки зрения прав несовершеннолетнего необходимо учитывать следующее:
если несовершеннолетний выписан из квартиры - необходима проверка его жилищных условий с выездом агента на место, особенно если это жилой дом за городом, чтобы ребенок не оказался проживающим в будке станционного смотрителя с 1/100 доли земли;
если у продавцов есть несовершеннолетние дети, вписанные в паспорт и не зарегистрированные ни у одного из родителей, то они обладают правом пользования и в квартире матери, и в квартире отца, однако родители между собой могут заключить договор об определении места жительства несовершеннолетнего, особенно данный договор актуален, если несовершеннолетний зарегистрирован по одному адресу, а фактически проживает в другом месте и пользуется там предприятиями социального обслуживания, то для продажи квартиры, которой фактически пользуется несовершеннолетний, потребуется согласие органов опеки;
если жена продавца находится на последних месяцах беременности, то необходимо понимать, что сразу после рождения (даже в период нахождения в роддоме) новорожденный обладает правом пользования в квартире у родителей, и соответственно на проведение сделки потребуется разрешение органов опеки и попечительства;
если в квартире с отцом зарегистрирован новорожденный ребенок, а его мама зарегистрирована на другой жилой площади, то доказать отсутствие права пользования у новорожденного и его мамы квартирой, где зарегистрирован несовершеннолетний, не представляется возможным.
Наследование несовершеннолетними и
отказ от принятия наследства
Говоря о несовершеннолетних в разрезе наследства, первое, о чем мы вспоминаем, это об обязательной доле в наследстве. В соответствии со ст. 1149 ГК РФ наследниками обязательной доли являются, в частности, дети наследодателя и иждивенцы, в том числе несовершеннолетние. Несовершеннолетние дети наследодателя при всех обстоятельствах имеют право на обязательную долю в наследстве, независимо от того, учатся ли они или работают, а также в случаях, когда до достижения совершеннолетия они вступили в зарегистрированный брак; либо в отношении их имела место эмансипация.
Для призвания к наследованию в качестве наследников на обязательную долю в имуществе наследодателя иждивенцам необходимо одновременное наличие нескольких оснований:
- для признания лиц иждивенцами наследодателя они должны либо находиться на полном содержании наследодателя, либо получать от него помощь, которая являлась бы для них основным и постоянным источником средств к существованию;
- иждивение должно продолжаться не менее одного года до момента открытия наследства.
В отличие от старого законодательства (ст. 535 ГК РСФСР 1964 г.), которое предусматривало обязательную долю в размере 2/3 доли от той доли, которая причиталась бы наследнику при наследовании по закону, третья часть ГК РФ 2002 г. определяет, что обязательная доля в наследстве определяется в размере не менее 1/2 от той, которая причиталась бы наследнику, имеющему право на нее, при наследовании по закону, и выделяется этому наследнику в случаях, когда он не указан в завещании либо ему завещана часть наследства менее обязательной доли.
Однако обязательная доля не единственный момент, на который стоит обратить внимание. В соответствии со ст. 1147 ГК РФ при наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники - с другой, приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам), усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. В случае когда в соответствии с СК РФ усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства (при этом такое наследование не исключает наследство за усыновителями и усыновленными). Данной нормы не было в старом законодательстве, однако при возникновении судебного разбирательства она учитывалась в соответствии с п. 3 и 4 ст. 108 КоБС 1969 года, а затем со ст. 137 СК РФ (также п. 3 и 4) - правовые последствия усыновления несовершеннолетних.
Наследство от имени несовершеннолетнего принимают его законные представители: родители, опекуны, попечители или детское учреждение, под попечением которого находится несовершеннолетний (детский дом, интернат).
Когда несовершеннолетний остается один - сирота, наследство за него будет принимать администрация детского учреждения, куда он был направлен. В данном случае необходимы следующие документы:
- распоряжение органов опеки и попечительства о направлении несовершеннолетнего в воспитательное учреждение;
- учредительные документы детского учреждения;
- приказ о назначении директора воспитательного учреждения;
- если в интересах несовершеннолетнего будет действовать воспитатель детского учреждения - необходима доверенность от директора детского учреждения.
При этом необходимо учесть, что местом жительства несовершеннолетнего, находящегося на воспитании в детском учреждении, является юридический адрес данного учреждения.
При необходимости отказ от наследства, где наследником, в частности, является несовершеннолетний, возможен только с разрешения органов опеки и попечительства.
Дарение
Зачастую при продаже квартиры, которая обременена правами несовершеннолетнего, альтернативной квартиры не приобретается или приобретается новостройка на раннем этапе строительства, но у родителей несовершеннолетнего или у их родственников есть другая жилая площадь. В данном случае целесообразно наделить несовершеннолетнего собственностью в уже имеющейся у семьи в собственности квартире - путем дарения, так как в соответствии со ст. 37 ГК РФ родители и их близкие родственники не вправе совершать с ним возмездных сделок. Круг близких родственников в ряде отраслей права определен по-разному: в уголовно-процессуальном, семейном, жилищном законодательстве и при обобщении норм выглядит следующим образом: "...отец, мать, полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны и/или попечители, дедушки, бабушки и приемные родители".
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Дарение - это безусловная сделка, т. е. при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор ничтожен. Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности, а также договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, также ничтожны. Договор дарения недвижимости должен быть заключен в простой письменной или нотариальной форме и подлежит обязательной государственной регистрации. По моему мнению, обязательна подача на государственную регистрацию одновременно договора отчуждения квартиры, где несовершеннолетний является сособственником или зарегистрирован, договора дарения на его имя, или договор дарения подается на государственную регистрацию раньше договора купли-продажи, но не после отчуждения.
Когда принимается решение о проведении отчуждения квартиры или доли квартиры путем дарения, необходимо задуматься и о вопросе налогообложения. В соответствии со ст. 4 Закона "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" от 12.12.91 (с изменениями от 2001 г.) и Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 30.05.1995 (с изменениями от 2002 г.) от налогообложения освобождаются: даритель и одаряемый, совместно зарегистрированные в объекте дарения. Несовершеннолетние не освобождаются от уплаты налога, однако фактически эта обязанность лежит на их законных представителях. В соответствии со ст. 3 вышеназванной Инструкции имущество, переходящее в порядке дарения, подлежит налогообложению при условии, что договор дарения составлен в нотариальной форме и прошел государственную регистрацию. В прессе и на сайте МНС РФ, а также в методических рекомендациях УИМНС по г. Москве МНС РФ налоговыми органами неоднократно подчеркивается, что договор должен быть именно в нотариальной форме, и если договор составлен в простой письменной форме, к нему не применяются нормы Закона РФ "О налогообложении имущества в порядке наследования и дарения". Однако для каждой конкретной сделки я посоветовала бы обращаться в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества с целью уточнить мнение специалистов на местах по данному вопросу.
При проведении сделки с дарением необходимо иметь в виду, что интересы несовершеннолетнего (принятие в дар) должны представлять его мать или отец (именно они являются законными представителями несовершеннолетнего), если одного из родителей у несовершеннолетнего нет или он болен и не может присутствовать на сделке (напр., отец), а собственником даримого имущества является мать, то необходимо получать разрешение органа опеки и попечительства на представительство интересов несовершеннолетнего одним из его родственников. Если же у несовершеннолетнего вообще нет других родственников, то необходимо ходатайствовать о приглашении на сделку представителя органов опеки для представления интересов несовершеннолетнего. В данном случае представление интересов несовершеннолетнего будет осуществляться по доверенности от органов опеки и попечительства.
Также хотелось бы отметить, что в случае дарения доли квартиры от одного лица к другому, если в квартире проживает несовершеннолетний или является сособственником, необходимо получение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделки, даже если даритель и одаряемый - близкие родственники (например, родители несовершеннолетнего), исключение составляет дарение самому несовершеннолетнему. Применительно к вышеуказанному хочется вспомнить случай из практики. Гр. Иванова обратилась в Агентство с просьбой провести оформление дарения доли квартиры от ее бывшего мужа на нее или их несовершеннолетнего ребенка. Квартира трехкомнатная, приватизация оформлена на троих - Иванову, ее бывшего мужа и их несовершеннолетнего ребенка. Взамен подаренной доли гр. Иванова приобретала своему бывшему мужу однокомнатную квартиру. Так как в квартире зарегистрирован и является сособственником несовершеннолетний, агент обратился в органы опеки и попечительства для получения их предварительного согласия. На что представитель органов опеки ответил, что сначала необходимо приобрести однокомнатную квартиру на имя бывшего мужа, и только потом будет разрешено дарение, мотивировав это тем, что, если отцу несовершеннолетнего квартира приобретена не будет, его права будут нарушены, а через нарушение его прав и права ребенка будут нарушены.
Определение порядка пользования через судебные инстанции,
в т. ч. с привлечением органов опеки
Нередки случаи, когда после развода родителей происходит и раздел имущества, в том числе жилой площади (напр., приватизация в трехкомнатной квартире на троих: мать, отец, сын по 1/3 каждому. После развода, по решению суда или на добровольной основе, определяется порядок пользования). Рассмотрим две возможные ситуации.
1. Определение порядка пользования происходило без участия органов опеки и попечительства, хотя в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 1984 г. при рассмотрении дел, где затрагиваются интересы несовершеннолетних, целесообразно участие представителей органов опеки и попечительства, и две комнаты были отданы в пользование матери и несовершеннолетнего, а одна осталась в пользовании отца. В данном случае при продаже комнаты как доли квартиры может возникнуть проблема как с получением предварительного согласия органов опеки на продажу (если мать против продажи, а для получения согласия опеки требуется согласие двух родителей), так и для получения отказа от преимущественного права покупки - для отказа от прав несовершеннолетнего также требуется разрешение органов опеки и попечительства. При этом, возможно, на сделку потребуется два разрешения органа опеки - на отказ и на отчуждение, чтобы не выполнять двойную работу, нужно грамотно составлять запрос. В данном случае есть только один выход - разрешение возникшего спора через суд, то есть заново определять порядок пользования квартирой с обязательным привлечением органов опеки и попечительства. При вынесении решения суда с участием органов опеки последующего разрешения на отчуждение не потребуется. Однако, если собственник сменился и уже новый собственник хочет продать долю квартиры - порядок пользования определяется заново, соответственно с привлечением органов опеки! Похожая ситуация сложилась в некоторых районах Подмосковья, в частности в Балашихе, где коммунальные квартиры изначально приватизируются как доли, хотя лицевые счета поделены, - возникает вопрос: как быть в данном случае? Как заставить чужого человека пойти в опеку? Ко всему прочему на регистрацию договора купли-продажи такой комнаты потребуется отказ сособственников по квартире, а одним из них является несовершеннолетний. Не является ли такая ситуация прямым нарушением прав продавца, ведь заставить чужих людей пойти в опеку и получить предварительное разрешение на сделку практически невозможно?
Рассмотрим также вопрос оспаривания решения суда, вынесенного без участия органов опеки и попечительства, а именно: в соответствии с ГПК РФ обжаловать решение суда можно в течение 10 дней с момента вынесения, если решение вступило в законную силу, то есть возможность рассмотрения дела в порядке надзора в течение одного года, так как в соответствии с вышеназванным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ суд должен привлекать органы опеки и попечительства к участию в деле. Рассмотрим решение Верховного Суда РФ от 1995 г.
Ю. Алешин и Т. Алешина состояли в зарегистрированном браке, от которого имеется сын Владимир 1987 года рождения.
Решением народного суда Ленинского района Москвы от 28 мая 1993 г. брак между супругами расторгнут. Сын передан на воспитание отцу.
Алешина с сыном проживала в двухкомнатной квартире жилой площадью 31,7 кв. м. В декабре 1993 г. Алешин обратился в суд с иском в интересах сына Владимира к Алешиной об изменении договора найма жилого помещения и открытии отдельного лицевого счета на комнату размером 15,2 кв. м.
Решением Хамовнического межмуниципального (районного) народного суда Центрального административного округа Москвы от 18 марта 1994 г., оставленным без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 апреля 1994 г., в удовлетворении иска отказано.
Президиумом Московского городского суда дело не рассматривалось в связи с отсутствием кворума.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, был поставлен вопрос об отмене указанных судебных постановлений.
Отказывая Алешину в удовлетворении иска, суд сослался на ст. 86 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой лишь совершеннолетние члены семьи нанимателя вправе требовать заключения отдельного договора найма. Кроме того, комната, которую Алешин просит предоставить в пользование сыну, меньше его доли в жилой площади квартиры. Раздел жилой площади, по мнению суда, не разрешит конфликта между сторонами.
С этими выводами согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
Между тем в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, в том числе и несовершеннолетние, пользуются наравне с ним всеми правами, вытекающими из договора найма жилого помещения.
Исходя из этого, Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 26 декабря 1984 г. с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснил, что опекун (попечитель) несовершеннолетнего может от имени подопечного осуществлять все предоставленные ему правомочия. В частности, в интересах последнего может требовать раздела жилого помещения и заключения от его имени отдельного договора найма.
Согласно ст. 53 Кодекса о браке и семье РСФСР Алешин является законным представителем несовершеннолетнего сына Владимира и выступает в защиту его прав и интересов. Поэтому вправе ставить в суде вопрос о разделе жилой площади.
Комната, на которую Алешин просит открыть отдельный лицевой счет, лишь на 0,6 кв. м меньше приходящейся на долю сына жилой площади в квартире. Эта разница является незначительной, причем не ущемляет интересы ответчицы.
То обстоятельство, что раздел жилой площади не разрешит конфликта между сторонами, не имеет правового значения для спора. Право требовать заключения отдельного договора найма на жилое помещение предусмотрено законом.
Кроме того, суду следовало в соответствии с ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР привлечь к участию в деле представителя органа опеки и попечительства, на что указывается и в п. 10 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, поскольку на совершение сделок, выходящих за пределы бытовых, опекун (попечитель), равно как и родитель (усыновитель), должен получить согласие органа опеки и попечительства (ст. 133 КоБС РСФСР). В нарушение указанных требований суд не выяснил, обращался ли Ю. Алешин в орган опеки и попечительства с просьбой о даче согласия на изменение договора жилищного найма, было ли дано такое согласие, то есть не выяснил мнение компетентного органа относительно предъявленного иска, что являлось совершенно необходимым для обеспечения прав и интересов несовершеннолетнего.
По изложенным основаниям Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 3 марта 1995 г. отменила вынесенные судебные постановления и направила дело в суд на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, Верховный Суд РФ настаивает на участии в рассмотрении дела органов опеки и попечительства, и их отсутствие рассматривается Верховным Судом как основание для пересмотра решения суда.
2. Если порядок пользования определен через суд или добровольно с привлечением органов опеки, то получать разрешение на сделку (отчуждение) не нужно, но нужно получать разрешение на отказ от преимущественного права покупки, однако, как говорилось раньше, пока собственник не сменился.
Тот же вопрос возникает, если речь идет о продаже комнат в коммунальных квартирах, где пользователем или сособственником соседней комнаты является несовершеннолетний. При отказе от преимущественного права покупки необходимо получение разрешения органов опеки и попечительства.
Выезд несовершеннолетнего на ПМЖ,
получение предварительного разрешения органов опеки
и попечительства на отчуждение из другой страны
Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В соответствии с ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" от 15.08.96 (с изменениями от 2004 года) гражданину РФ со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет выдается паспорт по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей. До 2003 г. о его детях представителю вносили соответствующую запись в заграничный паспорт. В случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина или выдачу ему загранпаспорта Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда и выдаче ему загранпаспорта разрешается в судебном порядке. Поэтому, если уезжает мама с ребенком за границу на ПМЖ, необходимо позаботиться о согласии второго родителя, т. к. в соответствии со ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, в том числе и в вопросе возможности выезда несовершеннолетнего ребенка из Российской Федерации. Именно поэтому достаточно возражения одного из родителей, чтобы такой выезд был запрещен до судебного разрешения спора.
Заявление в суд в защиту прав и интересов несовершеннолетнего вправе представить его родители, опекуны, попечители, государственные органы, на которых лежит такая защита, прокурор. В случае принятия решения о возможности выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за границу такой выезд может быть осуществлен только после вступления решения в законную силу.
Если семья с несовершеннолетним собираются уезжать на ПМЖ и документ, разрешающий проживание на территории иностранного государства, не получен, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- в какую страну выезжает семья. Например, Израиль выдает разрешение на проживание только на 6 месяцев и в дальнейшем продлевает его. В данном случае необходимо учесть повод выезда (к родственникам, для работы и т. д.), если выезд осуществляется к родственникам, то в продлении визы проблем, скорее всего, не возникнет, а если в связи с работой и основание, по которому было получено разрешение на проживание, прекратится, то возникает вопрос с продлением визы, и соответственно, что будет, если визу не продлят? И где в данном случае окажется несовершеннолетний? Из этого вытекает следующий вопрос:
- есть ли какая-нибудь собственность у родителей несовершеннолетнего или у самого несовершеннолетнего на территории государства выезда, если нет, то где они предполагают жить и на каком основании (аренда, родственные связи), в данном случае логично будет попросить документы на недвижимость. К тому же некоторые страны ставят обязательное условие для въезда - наличие места жительства;
- необходимо учитывать, что практически во всех странах для получения разрешения на проживание требуется открытие счета и перевод на него определенной суммы денег (она варьируется в зависимости от страны въезда, напр., для Канады это порядка 15000 канадских долларов). После перевода денежных средств вопрос о возможности въезда решается в течение месяца, т. е. сделка может значительно перенестись;
- необходимо учитывать наличие категорий граждан, выезд которых на ПМЖ не представляется возможным (ст. 15 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" от 15.08.96 (с изменениями от 2004 года)):
- при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне (10 лет после окончания допусков);
- в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
- задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
- осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
- уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Необходимо учесть, что снятие с регистрационного учета несовершеннолетних на ПМЖ происходит при наличии разрешения на проживание (визы) и распоряжения органа опеки и попечительства со следующей формулировкой: "разрешить продажу и снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего в связи с выездом на ПМЖ". Данные обстоятельства могут воспрепятствовать проведению сделки, т. к. выписать данных граждан будет непросто, а несовершеннолетнего просто невозможно. В любом случае проводить сделки с участием лиц, в т. ч. несовершеннолетних, уезжающих на ПМЖ, лучше после получения разрешения на проживание и разрешения на выезд.
Бывают и другие случаи, когда несовершеннолетний выехал на ПМЖ, но у него осталась собственность на территории РФ. В данном случае получение предварительного разрешения органов опеки и попечительства необходимо будет получать на территории другого государства. Для начала необходимо выяснить, существует ли подобный институт на территории государства пребывания несовершеннолетнего (на Украине, например, такой институт есть). В случае если такой институт отсутствует, то необходимо получение предварительного согласия на сделку от органов опеки по месту нахождения имущества.
Также необходимо учесть, что несовершеннолетний, проживающий на территории другого государства, принятый на постоянный консульский учет (о чем имеется штамп в его заграничном паспорте), действует на территории РФ по заграничному паспорту.
Законодательство, регулирующее деятельность
органов опеки и попечительства
- Конституция РФ.
- ГК РФ - регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей, органы опеки и попечительства, назначение опекунов и попечителей, а также освобождение и отстранение их от своих обязанностей, доверительное управление имуществом подопечных, прекращение опеки и попечительства, устанавливает обязательность получения предварительного разрешения на сделки по распоряжению имуществом подопечного.
- СК РФ - наряду с ГК РФ регулирует деятельность органов опеки и дает основные понятия о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, определяет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
- КоБС 1969 г. и ГК РСФСР 1964 г. применимы к правоотношениям, возникшим в период действия данных правовых актов.
- ЖК РСФСР - устанавливает право всех граждан на жилище, правила предоставления жилых помещений, пользования ими, устанавливает федеральные нормы жилой площади, ответственность за нарушение жилищного законодательства, а также рассматривает вопрос получения разрешения органов опеки и попечительства на обмен, если пользователем одной из обмениваемых квартир является ребенок, оставшийся без попечения родителей.
- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.96 - регулирует положение детей-сирот и гарантирует их права на получение образования (как среднего, так и высшего, в т. ч. и специального), их право на труд и другие социальные права, а также получение детьми-сиротами жилых помещений (ст. 8).
- Закон г. Москвы "Об организации местного самоуправления в г. Москве" от 6 ноября 2002 года (с изменениями от 2003 г.) N 56 - устанавливает общие правила деятельности органов местного самоуправления, определяет полномочия должностных лиц органов местного самоуправления.
- Закон г. Москвы "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в г. Москве" N 16 от 04.06.1997 - регулирует деятельность органов опеки и попечительства, наделяет их определенными полномочиями в отношении работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Важное значение имеет положение Закона о лицах из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей до исполнения им 18 лет, такие лица подпадают под защиту органов опеки и попечительства до исполнения им 23 лет (ст. 6 Закона).
- Письмо Минобразования РФ "О защите жилищных прав несовершеннолетних" от 20 февраля 1995 г. N 09-М - данное письмо было опубликовано практически сразу после внесения дополнений в Закон о приватизации и давало разъяснения по поводу данных дополнений, устанавливало правила работы органов опеки и попечительства.
- Письмо Минобразования РФ "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 - разъясняет, что в связи с принятием СК РФ 1996 г. необходимо получение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетнего, а также на сделки, где несовершеннолетний является пользователем жилого помещения. Устанавливает правила выдачи предварительного разрешения, необходимые документы для получения такого разрешения, а также устанавливает форму и место выдачи такого разрешения.
- Уставы субъектов РФ.
- Уставы муниципальных образований.
Название документа