Можно ли отнести на расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты по добровольной сертификации продукции при отсутствии договора между организацией и органом, осуществляющим сертификацию?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль.

Статьей 247 НК РФ устанавливается, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) устанавливается, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. В соответствии со ст. 2 Закона N 184-ФЗ сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Согласно п. 3.1 Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 05.08.1997 N 17, сертификация работ и услуг включает подачу заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по заявке, оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям, принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата, выдачу сертификата, инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. При этом стадия заключения договора среди вышеприведенных стадий отсутствует. Настоящие Правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

Письмом Минфина России от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96 разъясняется, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг. Затраты заявителя на сертификацию продукции и услуг, проводимую в форме добровольной сертификации в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Письмом Минфина России от 04.09.2006 N 03-03-04/1/643 также разъясняется, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации; затраты организации на проведение добровольной сертификации своей продукции могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Форма договора о сертификации в нормативно-правовых актах не указана.

Согласно ст. 158 Гражданского кодекса РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Статьей 434 ГК РФ определяется, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято.

Статьей 435 и п. 3 ст. 438 ГК РФ определено, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом.

При этом несоблюдение простой письменной формы договора в общем случае не влечет его недействительности (ст. ст. 161, 162 ГК РФ).

Таким образом, заявление о проведении добровольной сертификации можно считать офертой, а начало процедуры сертификации - акцептом, что по сути является договором в письменной форме, следовательно, для отнесения на расходы в целях исчисления налога на прибыль затрат по добровольной сертификации продукции достаточно заявления, составленного организацией, при соблюдении других условий п. 1 ст. 252 НК РФ.

Е. В.Соснов

Минфин России

16.04.2010