Согласно Письму Минфина России от 28.12.2005 N 03-05-02-04/224 доначисление выплат налогоплательщиками в текущем налоговом периоде в пользу физлица за прошедшие налоговые периоды не влечет за собой корректировку налоговой базы по ЕСН и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление корректирующих деклараций за прошедшие налоговые периоды. Данная позиция подтверждается также Письмом Минфина России от 15.09.2009 N 03-05-02-04/145

Ситуация 1. В январе 2010 г. на основании поступившего в конце указанного месяца листка нетрудоспособности работника, относящегося к ноябрю - декабрю 2009 г., организация произвела перерасчет заработной платы данному работнику с частичным удержанием в январе 2010 г. оклада за дни нетрудоспособности данного работника в ноябре - декабре 2009 г.

При этом указанные перерасчеты произведены организацией в январе 2010 г., а выплата причитающейся в результате произведенных перерасчетов суммы - в феврале 2010 г. в соответствии с установленными в организации сроками выплаты зарплаты.

Ситуация 2. В январе 2010 г. организация на основании приказа (распоряжения) о приеме работника на работу от 27 декабря 2009 г., поступившего в подразделение организации в январе 2010 г., начислила данному работнику оклад за дни, отработанные им в декабре 2009 г.

Налоговая база по ЕСН за 2009 г. по данному работнику не формировалась, так как в 2009 г. у него не было доходов в организации. При этом начисление вышеуказанной суммы произведено организацией в январе 2010 г., а выплата - в феврале 2010 г.

Ситуация 3. В январе 2010 г. организация на основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу с 29 декабря 2009 г. (с изменением должностного оклада), поступившего в подразделение организации в январе 2010 г., доначислила работнику организации (удержала с работника) оклад за дни, которые относятся к периоду изменения оклада по приказу, т. е. к периоду работы в декабре 2009 г.

При этом начисление либо удержание вышеуказанной суммы произведено организацией в январе 2010 г., а выплата причитающейся в результате произведенных перерасчетов суммы - в феврале 2010 г.

Ситуация 4. В январе 2010 г. организация начислила работнице заработную плату за январь 2010 г., в конце марта 2010 г. в учетное подразделение организации поступил листок нетрудоспособности данной работницы в связи с отпуском по беременности и родам, начинающимся в декабре 2009 г. и заканчивающимся в апреле 2010 г. В связи с этим организация на основании заявления работницы произвела перерасчет заработной платы данной работнице с частичным удержанием в марте 2010 г. заработной платы за декабрь 2009 г. и за январь 2010 г.

При этом выплата заработной платы за январь 2010 г. произведена организацией в феврале 2010 г., а выплата причитающейся после произведенных перерасчетов суммы - в апреле 2010 г.

В каком порядке организация должна корректировать налоговую базу по ЕСН за 2009 г. в указанных ситуациях в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отменой с 01.01.2010 гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-18

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу корректировки налоговой базы по единому социальному налогу за 2009 г. в случае начисления выплат за этот период работнику в 2010 г. и сообщает, что позиция Департамента, изложенная в упомянутых Письмах от 28.12.2005 N 03-05-02-04/224 и от 15.09.2006 N 03-05-02-04/145, не изменилась.

Глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации утратила силу с 1 января 2010 г., и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 г. были введены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В связи с этим выплаты, доначисленные организацией в 2010 г. в пользу физического лица за прошедший налоговый период 2009 г., подлежат включению в 2010 г. в базу для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды текущего расчетного периода.

Таким образом, к выплатам, начисленным организацией своим работникам в 2010 г., применяются положения упомянутого Федерального закона N 212-ФЗ и корректировки налоговой базы по единому социальному налогу за 2009 г. не требуется.

Одновременно отмечаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

15.04.2010