ООО провело в I квартале 2010 г. взаимный зачет с иностранной компанией (являющейся по отношению к ней материнской) по обязательствам, срок исполнения которых уже наступил
- по договору поставки импортного товара в части оплаты поставки;
- по договору оказания безвозмездной финансовой помощи иностранной компанией в части перечисления денежных средств на счет ООО.
Возникает ли у ООО обязанность корректировки налоговой базы и сдачи уточненных деклараций по НДС после оформления зачета взаимных требований по налоговым периодам, когда ООО ранее был проведен вычет НДС: в период до 01.01.2006, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007, в период с 01.01.2008 по 31.12.2008? Вычет НДС производился после принятия к учету товаров по фактически уплаченным при ввозе на территорию РФ суммам налога.
Возникает ли у ООО в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объект обложения по НДС при передаче иностранной компании имущественного права в виде права требования долга по оплате импортного товара по договору поставки?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2010 г. N 03-07-08/111
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам применения налога на добавленную стоимость сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1 ст. 172 Кодекса установлено, что указанные суммы налога подлежат вычетам на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия товаров на учет.
Особенностей вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам, в зависимости от формы расчетов с иностранными поставщиками Кодексом не установлено.
Учитывая изложенное, корректировать суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, расчеты за которые производятся путем зачета взаимных требований, по нашему мнению, не следует.
Что касается применения налога на добавленную стоимость при передаче иностранному лицу прав требования дебиторской задолженности, вытекающей из договора реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.
Согласно положениям указанной ст. 148 Кодекса услуги по передаче прав требования дебиторской задолженности к работам и услугам, перечисленным в пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение пп. 5 п. 1 данной статьи, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации услуг по передаче прав требования дебиторской задолженности, вытекающей из договора реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, оказываемых российской организацией иностранному лицу, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Что касается вопроса применения налога на прибыль организаций, то ответить на данный вопрос не представляется возможным в связи с недостаточностью информации и противоречиями в поставленном вопросе.
Обращаем внимание на то, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер, оно не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
15.04.2010