Территориальным органом Пенсионного фонда РФ по результатам проведения выездной проверки вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Плательщик страховых взносов подал жалобу в вышестоящий орган ПФР на указанное решение и просит его отменить. Может ли вышестоящий орган ПФР требовать от плательщика страховых взносов, направившего жалобу, представить какие-либо дополнительные документы (или их копии) по вопросам, касающимся привлечения его к ответственности?

Ответ: Плательщики страховых взносов определены ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы отнесены к органам, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен ст. 39 Закона N 212-ФЗ.

Вместе с этим в силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа (ч. 1 ст. 55 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ по итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе, в частности, отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении.

Решение вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящего должностного лица) в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, но не более чем на 15 дней (ч. 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, согласно ч. 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ, если вышестоящему органу ПФР необходимо получить документы (информацию), необходимые для рассмотрения жалобы, то такие документы или информацию вышестоящий орган ПФР должен получать у нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов, а не от плательщиков страховых взносов. Обязанность плательщиков страховых взносов представлять какие-либо документы (или их копии) в процессе обжалования решения о привлечении к ответственности Законом N 212-ФЗ не установлена.

Следует обратить внимание, что согласно ч. 2 ст. 55 Закона N 212-ФЗ к жалобе плательщиков страховых взносов, направляемой в вышестоящий орган ПФР, могут быть приложены обосновывающие ее документы. При этом плательщик может прикладывать такие документы, если считает это необходимым, но не обязан.

Таким образом, требование вышестоящего органа ПФР о представлении плательщиком страховых взносов, направившим жалобу, каких-либо дополнительных документов (или их копий) является неправомерным.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право не выполнять подобные требования.

Неисполнение плательщиками таких требований не снимает с вышестоящего органа ПФР обязанности принять решение по жалобе в соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона N 212-ФЗ и сообщить о принятом решении плательщику в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона N 212-ФЗ.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

14.04.2010