По итогам проведения выездной налоговой проверки организации начислены к уплате налоги, пени и штраф. Решение о привлечении к налоговой ответственности и требование вступили в законную силу. Организацией решение и требование обжалованы в арбитражном суде. В ходе рассмотрения дела судом принято определение об обеспечительных мерах, согласно которому исполнение решения и требования приостановлено до вынесения судом решения. В связи с необходимостью получения государственного заказа организация обратилась в налоговый орган с просьбой выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, однако налоговый орган отказал в ее выдаче. Правомерен ли отказ налогового органа, учитывая, что до момента вынесения арбитражным судом решения по делу организация не имеет невыплаченной задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-162
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в силу п. 2 ст. 11 Кодекса признается недоимкой.
Согласно п. 8 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки.
В силу п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 101.3 Кодекса решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу, то есть по истечении 10 дней со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность организации по уплате налога исполняется в принудительном порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 138 Кодекса предусмотрено, что в случае обжалования актов налоговых органов в суд по заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Согласно п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Таким образом, принятие судом обеспечительных мер не означает признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной и отсутствия недоимки, а лишь приостанавливает действия налоговых органов по ее взысканию.
Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ утверждены форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, а также Методические указания по ее заполнению.
При формировании налоговым органом указанной справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" не делается при наличии обжалуемых налогоплательщиком сумм налогов, сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов в суд.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
14.04.2010