О порядке проведения согласования местоположения границ земельных участков и включения в межевой план актов согласования местоположения границ земельных участков; о заинтересованных лицах, с которыми проводится согласование местоположения границ земельных участков; о форме межевого плана и требованиях к его подготовке

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 апреля 2010 г. N Д23-1303

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, возникающим при подготовке межевого плана, и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. По вопросам проведения согласования местоположения границ земельных участков и включения в межевой план актов согласования местоположения границ земельных участков (далее - Акт согласования).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из обращения, межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков путем раздела ранее учтенного земельного участка (далее - исходный земельный участок), и граница исходного земельного участка ранее была установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, в данном случае при проведении кадастровых работ уточнение границ земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не происходит. Следовательно, согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и Акт согласования в межевой план не включается.

2. По вопросу о заинтересованных лицах, с которыми проводится согласование местоположения границ земельных участков.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

- пожизненного наследуемого владения;

- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

3. По вопросу о форме межевого плана и требованиях к его подготовке.

Форма межевого плана и Требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.

Перечень разделов текстовой и графической частей межевого плана приведен в п. п. 5 и 6 Требований. При этом необходимо отметить, что в данном перечне не содержится указанного в обращении раздела "Схема раздела земельного участка".

В соответствии с п. 14 Требований в зависимости от вида кадастровых работ в состав межевого плана может включаться приложение.

Согласно п. 23 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

- документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

- нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

- документация по планировке территории (проекты межевания территорий);

- утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;

- утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

- утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;

- решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- иные предусмотренные законодательством документы.

При этом Требованиями не предусмотрено обязательного включения в состав приложения межевого плана документации по планировке территории (п. 27 Требований).

Необходимо отметить, что несоответствие межевого плана по форме и содержанию Требованиям является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).

Дополнительно отмечаем, что согласно ч. 10 ст. 38 Закона о кадастре образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

13.04.2010