Организация заключила договор с рекламным агентством на оказание рекламных услуг по транслированию видеоролика на телевизионных каналах на территории РФ в течение ноября 2009 г. Услуги рекламного агентства были оплачены в сентябре 2009 г. Вправе ли организация при расчете налоговой базы по налогу на прибыль рекламные расходы учесть равномерно в течение срока ожидаемого увеличения объема продаж? Вправе ли организация применить вычет НДС равномерно - пропорционально сумме списанных рекламных расходов?

Ответ: Налог на прибыль организаций. Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Расходы на телевизионную рекламу учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в полной сумме (п. 4 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления рекламных расходов является одна из следующих дат (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина России от 08.06.2007 N 03-03-06/1/373):

- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

- последнее число отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик может выбрать удобную для себя дату учета рекламных расходов.

Таким образом, организация вправе учитывать в составе расходов затраты на рекламу в течение срока ожидаемого увеличения объема продаж в связи с выходом рекламы. В таком случае датой осуществления расходов будет являться последнее число отчетного (налогового) периода (ст. 285 НК РФ).

НДС. НК РФ установлено право на единовременное применение налогового вычета по НДС при наличии счета-фактуры после принятия услуги на учет (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Своим правом на налоговый вычет налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет (Письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 692/09).

Если по каким-либо причинам налогоплательщик хочет применять налоговый вычет соразмерно налоговым расходам, то необходимо отметить, что НК РФ это не запрещает и ответственность за это не установлена.

М. П.Захарова

Издательство "Главная книга"

13.04.2010