О разъяснении порядка предъявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности в ходе дела о банкротстве
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. N Д06-1127
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка предъявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности в ходе дела о банкротстве и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения положений нормативных правовых актов.
На основании изложенного Департамент вправе высказать только мнение по поставленному вопросу, которое не является обязательным для применения.
Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены положения, определяющие порядок и условия привлечения к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.
К контролирующим должника лицам относят лиц, имеющих либо имевших в течение менее двух лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующими должника лицами могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лица, которые в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специальном полномочии могли совершать сделки от имени должника, лица, которые имели право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью) (ст. 2 Закона о несостоятельности).
Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника.
Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о несостоятельности, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов (п. 6 ст. 10 Закона о несостоятельности).
По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности выносится определение, которое вступает в силу немедленно.
В определении о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности указывается размер их ответственности, который применительно к случаям, предусмотренным п. п. 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается исходя из разницы между определяемым на момент закрытия реестра размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером удовлетворенных требований кредиторов на момент приостановления расчетов с кредиторами или исполнения текущих обязательств должника в связи с недостаточностью имущества должника, составляющего конкурсную массу. На основании определения о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности выдается исполнительный лист (п. 8 ст. 10 Закона о несостоятельности).
По мнению Департамента, в соответствии с Законом о несостоятельности заявление о привлечении контролирующего лица к ответственности может быть подано в любой момент после закрытия реестра требований кредиторов и до завершения конкурсного производства (п. п. 1, 12 ст. 142 Закона о несостоятельности).
Одновременно сообщаем, что п. 11 ст. 142 Закона о несостоятельности предусматривается, что кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. Указанное требование может быть предъявлено в срок, установленный федеральным законом.
Таким образом, кредитор после прекращения производства по делу о банкротстве должника имеет возможность удовлетворить свои требования путем обращения в арбитражный суд с заявлением об истребовании имущества (денежных средств), незаконно полученного третьим лицом, либо с заявлением о признании сделки, совершенной должником или другими лицами за счет должника в ходе дела о банкротстве, недействительной на основании гл. 8 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом, по мнению Департамента, обращение с заявлением об истребовании имущества (денежных средств), незаконно полученного третьим лицом, может быть подано в течение трех лет со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о незаконности получения таким лицом соответствующего имущества (денежных средств) (ст. ст. 196, 200 ГК РФ).
Исковая давность по требованиям о признании сделок недействительными определяется ст. 181 ГК РФ.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д. В.СКРИПИЧНИКОВ
12.04.2010