О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об арендаторах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; о порядке согласования местоположения границ земельных участков при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об адресах правообладателей земельных участков

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 апреля 2010 г. N Д23-1212

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об арендаторах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно Приказу Минюста России от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" сведения об адресах правообладателей смежных земельных участков указываются в графе 8 "Особые отметки" разд. КВ.5 кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.

В соответствии с п. п. 8 и 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся:

- сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;

- сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом пп. 6 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок), предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав (в том числе аренде), сроке действия ограничения (обременения) вещного права и сведений о лицах, в пользу которых ограничиваются (обременяются) права (в том числе адрес лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права).

Кроме того, с 1 марта 2010 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон о кадастре Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие в том числе возможность обращения арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), с заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости.

Также ст. 47 Закона о кадастре дополнена ч. 10, согласно которой, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя объекта недвижимости, в государственный кадастр недвижимости в качестве адреса, указанного в п. 21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре, включается указанный в заявлении о кадастровом учете адрес такого правообладателя.

Дополнительно обращаем внимание, что сведения о правообладателях земельных участков и лицах, в пользу которых установлены ограничения (обременения) вещных прав на соответствующие земельные участки, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", являются персональными данными соответствующих лиц и предоставляются с учетом ограничений, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Полагаем, что для обеспечения лиц, выполняющих кадастровые работы, сведениями об адресах правообладателей земельных участков (в том числе об арендаторах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) в кадастровую выписку о соответствующем земельном участке могут включаться сведения о контактном адресе правообладателя, внесенные в государственный кадастр недвижимости в порядке учета адреса правообладателя либо в соответствии с ч. 10 ст. 47 Закона о кадастре.

2. По вопросу порядка согласования местоположения границ земельных участков при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об адресах правообладателей земельных участков.

В соответствии с ч. 7 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ земельных участков проводится по выбору кадастрового инженера либо лица, считающегося кадастровым инженером в соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о кадастре, посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

При этом согласно ч. 10 ст. 39 Закона о кадастре при проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования указанной статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

Если согласование местоположения границ земельных участков осуществляется посредством проведения собрания заинтересованных лиц, согласно ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков допускается в случае, если:

- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, при отсутствии сведений о почтовых адресах правообладателей смежных земельных участков, в том числе земельных участков, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре, следует руководствоваться требованиями, предусмотренными ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В. В.АБРАМЧЕНКО

07.04.2010