Организация занимается изготовлением полиграфической продукции. Она печатает театральные билеты, лотерейные билеты, подарочные сертификаты, документы с порядковыми номерами и уникальными кодами. Также по заказу организация печатает персональные данные с баз данных заказчиков. Относится ли производимая печатная продукция к защищенной от подделок печатной продукции, изготовление которой требует лицензирования? Какие меры защиты должна соблюдать организация при печати персональных данных по заказу?
Ответ: В силу пп. 13 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией подлежат лицензированию.
Критерии отнесения полиграфической продукции к защищенной от подделок перечислены в Приказе Минфина России от 11.08.2005 N 104н "О критериях отнесения товаров к категории защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг". Продукция относится к категории защищенной при наличии в указанной продукции не менее двух из числа нижеперечисленных элементов защиты:
- нумерации (цифровой номер, индивидуальный для каждого экземпляра бланка);
- водяного знака (рисунок, создаваемый темными и светлыми участками бумаги и проявляющийся только при рассматривании бумаги "на просвет");
- защитных волокон (цветные или светящиеся под ультрафиолетовым излучением инородные волокна, введенные в бумажную массу);
- защитной нити (узкая (~ 1 мм) полоска на полимерной основе, введенная внутрь бумажной массы или выходящая на поверхность отдельными участками (ныряющая нить));
- ультрафиолетовой люминесценции (свечение красок или защитных волокон под воздействием ультрафиолетового излучения. При этом свечение всей площади бумаги голубым цветом защитным признаком не является);
- защиты от цветного ксерокопирования и сканирования (полиграфическая метка, проявляющаяся при снятии на обычном ксероксе ("копия", "void", "!" и т. п.));
- специальных видов печати:
(рисунки, в которых линии плавно переходят из одного цвета в другой без нарушения их геометрии (в частности, с ирисовым раскатом));
(рисунки, обладающие трехмерным рельефом, то есть линии с краской выступают над бумагой и шероховаты "на ощупь");
- стираемого покрытия (непрозрачный (экранирующий) слой, подлежащий стиранию (пример: билет мгновенной лотереи));
- двухкрасочных фоновых сеток (рисунки двух разных цветов, наложенные друг на друга на площади не менее 70%).
Таким образом, если на изготавливаемой полиграфической продукции используется хотя бы два из перечисленных элементов, она будет являться защищенной от подделок. Билеты (театральные, на определенные мероприятия), имеющие порядковый номер и серию, не будут являться такой продукцией, так как имеют только один элемент защиты - порядковый номер (серию). Лотерейные билеты и продукция, имеющая две и более степени защиты (например, номер, стираемое покрытие), уже будут относиться к защищенной продукции категории "Б". Об этом говорится в Приложении N 3 "Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции" к Приказу Минфина России от 07.02.2003 N 14н "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817".
В настоящее время действует Положение о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.01.2007 N 15 (далее - Положение). Лицензирование этого вида деятельности осуществляется Федеральной налоговой службой (п. 3 Положения).
Согласно п. 2 Положения изготовление защищенной полиграфической продукции - это законченный цикл полиграфических работ, включающий разработку оригинал-макета, изготовление фотоформ и печатных форм, технологию печати и отделки продукции с использованием высокозащищенных трудновоспроизводимых технологий производства защитных элементов, информация о которых является конфиденциальной, нумерацию, учет изготовленной защищенной полиграфической продукции на всех этапах производства и ее хранение. Если организация выполняет весь цикл производства, соответственно, она занимается изготовлением защищенной продукции. В случае если организация выполняет только часть цикла работ (печать продукции), по нашему мнению, деятельность организации не лицензируется.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработкой персональных данных являются действия с персональными данными (сбор, систематизация, накопление, хранение и т. д.), в том числе и их передача. В силу ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 6, ст. ст. 10 - 11 Закона N 152-ФЗ. То есть у заказчика должно быть письменное разрешение субъектов персональных данных на их передачу третьему лицу для определенных целей (полиграфическая печать - в рассматриваемом случае).
Согласно ч. 4 ст. 6, ст. 7 Закона N 152-ФЗ в случае, если оператор (лицо, организующее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки) на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.
Таким образом, в договоре с заказчиком на печать персональных данных в обязательном порядке должна быть прописана обязанность исполнителя по обеспечению конфиденциальности персональных данных, конкретные меры по обеспечению их сохранности. Так как при передаче персональных данных третьим лицам ответственность сохраняется и у оператора и у сторонней организации, в договоре должны быть указаны методы, способы защиты информации для каждой из сторон.
В организации, осуществляющей печать персональных данных, необходимо разработать меры по обеспечению конфиденциальности. Они включают в себя ограниченное число работников, имеющих доступ к конфиденциальной информации (отдельный утвержденный список), организацию доступа к информации, охрану помещений и т. д.
В рассматриваемой ситуации организация не будет являться оператором по обработке персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). В то же время как исполнитель по договору с оператором организация должна обеспечить конфиденциальность предоставленной информации.
О. Э.Савенок
РУНА
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
07.04.2010