Налоговый орган отказал в приеме декларации по старой форме. По какой форме следовало отчитываться организации, если новая форма декларации утверждена, прошла регистрацию в Минюсте России, но не опубликована?

Ответ: В Налоговом кодексе РФ нет четкого ответа на этот вопрос. Действие актов законодательства о налогах и сборах, которые вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода, во времени напрямую связано с датой официального опубликования (ст. 5 НК РФ). Положения п. 5 ст. 5 части первой НК РФ распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Одной из обязанностей налогоплательщика является представление деклараций. Пока не опубликована новая форма декларации, у организации обязаны принять декларацию по старой форме. Данная позиция подтверждается письмами Минфина России. Но на практике бывает, что налоговые органы не принимают декларацию по старой форме.

В Письме Минфина России от 04.03.2009 N 03-02-07/1-108 рассматривается вопрос об определении даты вступления в силу и утраты силы приказов об утверждении форм деклараций и сообщается, что срок представления деклараций (расчетов) определяется законодательством о налогах и сборах как "не позднее установленного числа". Со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).

В случае если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которой распространено с начала указанного периода (за соответствующий налоговый (отчетный) период). Выводы в Письме основываются на ст. 5 НК РФ. Однако подобная трактовка указанной статьи представляется спорной.

В Письме Минфина России от 13.01.2010 N 03-07-15/01 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 13.01.2010 N ШС-17-3/2@) также отмечается, что до момента официального опубликования Приказа Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения", устанавливающего новую форму декларации по НДС, налогоплательщики вправе представлять отчетность по старой форме.

Суды в основном занимают сторону налогоплательщика. Организациям целесообразно знать об Определении ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08, в котором говорится о том, что в действующем налоговом законодательстве нет нормы, согласно которой организация должна нести ответственность за подачу декларации по неустановленной форме. Большинство судов исходит из того, что НК РФ не предусматривает налоговую ответственность за представление налоговой декларации по ранее утвержденной (старой) форме (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.07.2008 N А29-573/2008).

Кроме того, ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок, но в данной статье не предусмотрено налоговой ответственности за представление налоговой декларации по неустановленной (старой) форме.

Отметим: ранее были разъяснения УФНС России по г. Москве в Письме от 06.06.2005 N 09-10/39710 "О последствиях предоставления формы декларации, которая утратила силу" о том, что, если налогоплательщик представил в налоговый орган в качестве налоговой декларации документ не по установленной форме, обязанность налогоплательщика следовало считать неисполненной.

По мнению ведомства, налоговый орган был вправе применить к налогоплательщику в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов приостановление операций по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ, а также меры ответственности, установленные ст. 119 НК РФ. Отметим, что Письмо не носило нормативного характера и являлось разъяснением по конкретному запросу.

В данном Письме чиновники ссылались на Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный Приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@, которым было предусмотрено, что должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Данный Регламент утратил силу с 01.11.2005 в связи с изданием Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

Таким образом, если налоговые органы отказали в приеме декларации по старой форме, у организации есть шансы выиграть спор с налоговой инспекцией в судебном порядке.

О. А.Гуржева

ЗАО Агентство правовой информации

"Воробьевы горы"

Региональный информационный

центр Сети КонсультантПлюс

05.04.2010