Об освобождении от обложения страховыми взносами возмещаемых работодателем расходов работников в виде стоимости месячных и квартальных проездных билетов; о начислении страховых взносов на выплаты иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ, а также о выплатах им пособий по обязательному социальному страхованию

Ответ:

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 апреля 2010 г. N 02-03-16/08-526П

Департамент правового обеспечения социального страхования рассмотрел обращения и считает возможным высказать свое мнение по поставленным вопросам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), не подлежат обложению страховыми взносами любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Соответственно, применительно к страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) объектом обложения исходя из нормы ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

Так, пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат обложению страховыми взносами.

Согласно ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы по проезду, связанные со служебными поездками.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер, то компенсации, направленные на возмещение работодателем расходов стоимости месячных и квартальных проездных билетов, не облагаются страховыми взносами на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, при условии, что размеры и порядок возмещения указанных расходов, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников установлены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации.

2. По вопросу начисления страховых взносов на выплаты иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, а также выплаты им пособий по обязательному социальному страхованию отмечаем следующее.

Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором от 27.01.2006.

Данный Договор, в частности, регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон.

Статьей 4 указанного Договора предусмотрено, что лица одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора, в частности, пособий по временной нетрудоспособности и материнству.

Вместе с тем на основании ст. 1 Договора местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Таким образом, положения вышеуказанного Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ на суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, страховые взносы не начисляются, в то время как в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

Кроме того, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации" от 24.09.1993 установлено, что все виды пособий и выплат, предоставляемых работникам, работающим на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, предоставления отпуска по уходу за ребенком и в других случаях, выплачиваются и осуществляются на основании законодательства государства трудоустройства.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание, а постоянно проживающим - лицо, получившее вид на жительство.

Иностранные граждане, в том числе и прибывающие из стран СНГ, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, относятся к лицам, временно пребывающим в Российской Федерации, и, соответственно, права на получение пособий по обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом N 255-ФЗ не имеют.

Исходя из изложенного правовые основания для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством указанной категории лиц за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отсутствуют.

Необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации не ограничивает прав работодателей по выплате пособий таким работникам за счет собственных средств.

Вместе с тем в дальнейшем по вопросам начисления страховых взносов и исчисления пособий рекомендуем обращаться в ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (адрес: Страстной бульвар, д. 7, стр. 1, г. Москва, 127006, e-mail: info@ro77.fss. ru, тел. 650-96-89).

Руководитель

Департамента правового обеспечения

социального страхования

А. А.ШЕСТАКОВ

02.04.2010