ОАО по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному в пользу работников и предусматривающему учет пенсионных взносов на именных счетах участников, перечисляет пенсионные взносы в НПФ. Договор отвечает требованиям, установленным п. 16 ст. 255 НК РФ, взносы работодателя признаются расходами на оплату труда, уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Текущие взносы по условиям договора перечисляются в фонд ежеквартально
В рамках данного договора по условиям утвержденного в организации Положения наряду с текущими взносами работодатель перечисляет в НПФ на именной счет участника единовременный взнос при увольнении работника в связи с выходом на пенсию не позднее чем в течение одного месяца с момента увольнения.
1. Вправе ли организация, руководствуясь положениями п. 6 ст. 272 НК РФ, относить указанные выплаты (взносы) на расходы с целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, если:
- начисление единовременного взноса произведено организацией до момента увольнения работника, а перечисление осуществлено после даты увольнения;
- начисление и перечисление страхового взноса осуществлено после даты увольнения работника, но до окончания налогового периода?
2. Кроме того, при увольнении работника из организации по собственному желанию до достижения им пенсионных оснований по условиям вышеуказанного Положения денежные средства, перечисленные ранее работодателем, полностью или частично отзываются организацией с именного пенсионного счета уволенного работника (участника) и перераспределяются в пользу иных участников.
Возникает ли у организации обязанность в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль с учетом того обстоятельства, что отозванные с именных счетов участников пенсионные средства не возвращаются на расчетный счет организации, а остаются в фонде и только перераспределяются в пользу иных участников?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/225
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
По первому вопросу
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) договором негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона N 75-ФЗ установлено, что пенсионный договор должен содержать, в частности, положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов.
Порядок и условия внесения пенсионных взносов в фонд содержатся в пенсионных правилах фонда, определяющих порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 75-ФЗ).
В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
Таким образом, платежи (взносы) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в случае учета пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
По второму вопросу следует учитывать, что согласно абз. 8 п. 16 ст. 255 НК РФ в случае внесения изменений в условия договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям п. 16 ст. 255 НК РФ или в случае расторжения указанного договора в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), взносы работодателя по такому договору в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия указанного договора и (или) сокращения сроков действия этого договора либо его расторжения.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
02.04.2010