Организация заключила с иностранной организацией договор на изготовление технической документации к ранее приобретенному оборудованию. Возникает ли у организации обязанность по уплате НДС, если по условиям договора документация направляется заказчику по электронной почте?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ пп. 3 п. 1 ст. 318, ст. 322 Таможенного кодекса РФ операции по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации товаров подлежат налогообложению НДС.

При этом согласно ст. 11 ТК РФ под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Как следует из Письма Минфина России от 04.11.2004 N 03-04-08/106, если продажа и перепродажа технической документации осуществляются без предварительного заказа на их разработку со стороны покупателя, то в этих случаях для организации-продавца такая документация может рассматриваться как готовый товар.

В соответствии с разъяснениями, данными в Письме ФТС России от 17.03.2006 N 15-14/8524, действующее законодательство не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по электронным средствам связи. Таможенному оформлению подлежит не сама информация, а перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации товар, содержащий указанную информацию, то есть материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т. п.).

Таким образом, если техническая документация передается не на материальном носителе (бумажном, магнитном), а по телекоммуникационным каналам связи, то такая передача не облагается таможенным НДС.

Вместе с тем в рассматриваемом случае покупатель как налоговый агент обязан удержать и перечислить НДС в бюджет.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются также операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Согласно Порядку заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)", утвержденному Постановлением Росстата от 08.11.2006 N 64, под инжинирингом понимается выполнение по контракту с заказчиком инженерно-консультационных услуг по подготовке, обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов. Комплекс инжиниринговых услуг включает технические исследования и услуги, связанные с подготовкой производственного процесса. К ним относится в том числе разработка технической документации.

В связи с этим местом реализации услуг по передаче прав на использование программного продукта, предназначенного для ввозимого на территорию Российской Федерации оборудования, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации.

При этом если иностранная организация не имеет постоянного представительства на территории Российской Федерации, то исчисление НДС производится налоговым агентом в порядке, предусмотренном п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.

Согласно ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ. Суммы НДС, уплаченные в бюджет, налоговый агент вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

При этом налоговый агент обязан удержать и перечислить налог в бюджет независимо от того, каким способом передается заказчику техническая документация - на материальном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

01.04.2010