Организация осуществляет гарантийное обслуживание сданного строительного объекта. Учитываются ли расходы на гарантийное обслуживание для целей исчисления налога на прибыль? Какие документы оформляются для обоснования затрат на гарантийное обслуживание?

Ответ: Расходы на гарантийное обслуживание могут быть учтены для целей исчисления налогооблагаемой прибыли при условии их соответствующего документального подтверждения.

Обоснование: В соответствии со ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия (п. 1 ст. 754 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором строительного подряда, подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами (п. п. 1 и 2 ст. 755 ГК РФ).

На основании п. 4 ст. 755 ГК РФ при обнаружении в течение гарантийного срока недостатков, указанных в п. 1 ст. 754 ГК РФ, заказчик должен заявить о них подрядчику в разумный срок по их обнаружении.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НК РФ).

С учетом изложенного в случае, когда организация выполняет работы по гарантийному ремонту переданного объекта (возмездные работы, предполагающие получение доходов от их выполнения), она при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль вправе учесть расходы, связанные с гарантийным обслуживанием и ремонтом реализованного на условиях гарантийного обслуживания и ремонта объекта при условии документального подтверждения таких расходов (данный вывод приведен в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2008 N А40-3828/08-126-16 (Постановлением ФАС Московского округа от 17.12.2008 N КА-А40/11897-08 данное Решение и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 N 09АП-10480/2008 оставлены без изменения)).

В качестве документов, подтверждающих расходы на гарантийный ремонт, могут рассматриваться, в частности:

- договор строительного подряда, в рамках которого предъявлены претензии заказчиком и которым предусмотрена обязанность подрядчика по устранению за его счет дефектов в сданном заказчику объекте в период действия гарантийного срока;

- акт сдачи-приемки выполненных работ (акт приема-передачи объекта заказчику);

- письменная претензия заказчика, которая должна содержать: информацию о реквизитах договора строительного подряда, в рамках которого оформлена претензия; ссылку на пункт договора строительного подряда, который был нарушен подрядчиком; предмет претензии; обстоятельства, на которых основываются требования заказчика, а также доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на нормы законодательства, которые нарушил подрядчик; сумму претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке; суть требований заказчика; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; другие сведения, необходимые для урегулирования возникшего спора.

К претензии должны прилагаться подлинные документы, которые обосновывают требования заказчика, или их копии, заверенные надлежащим образом, либо выписки из них, если сами документы у стороны, предъявляющей претензию, отсутствуют. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается заказчиком;

- документы, подтверждающие факт проведения подрядчиком соответствующих работ по устранению выявленных недостатков (дефектов);

- документы, подтверждающие факт передачи выполненных работ заказчику.

Е. Н.Соколова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

14.01.2014