Имеет ли право организация для целей исчисления налога на прибыль учитывать в составе внереализационных расходов суммы, израсходованные на приобретение алкоголя для официального приема представителей других организаций? Если да, то в каком размере?
Ответ: На основании п. 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК представительские расходы, которые включают затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
НК РФ дает закрытый перечень представительских расходов (п. 2 ст. 264). К ним относятся затраты:
- на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
- на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
- на буфетное обслуживание во время переговоров;
- на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Представительские расходы являются нормируемыми. Для целей налогообложения прибыли их можно признать в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты труда за отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).
НК РФ не содержит никаких ограничений ни в отношении блюд, ни в отношении продуктов, приобретаемых налогоплательщиком для проведения официального приема. Следовательно, любые продукты (блюда) могут быть приобретены налогоплательщиком для организации представительских мероприятий, в том числе и спиртные напитки.
Минфин России в своих Письмах от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49 и от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 разъясняет, что расходы на покупку спиртных напитков учитывают в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). Гражданский кодекс РФ под обычаем делового оборота понимает сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
С учетом изложенного затраты организации на алкогольные напитки при проведении официальных приемов могут включаться в представительские расходы, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, установленном организацией (например, в программе мероприятия или в отчете о его проведении), но не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Затраты в виде представительских расходов, превышающих нормы, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 42 ст. 270 НК РФ).
Е. Н.Сметанникова
Издательство "Главная книга"
30.03.2010