Организация для поздравления своих контрагентов с Международным днем 8 Марта закупила поздравительные открытки. Правомерно ли включение затрат на покупку данных открыток в расходы по налогу на прибыль организаций?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 24 п. 1 ст. 264 НК РФ устанавливается, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на канцелярские товары.

Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, приведенный в ст. 264 НК РФ, является открытым. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2005, 05.12.2005 N А40-55022/05-99-343, оставленным без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 02.08.2006, 07.08.2006 N КА-А40/7139-06, разъясняется, что поздравление контрагентов с различного рода праздниками не связано с получением дохода и реализацией. Проявление внимания в праздничные даты носит личный характер, свидетельствует об установлении деловых и дружеских отношений между лицами. Такого рода затраты должны производиться за счет прибыли организации.

Иная позиция содержится в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2005 N 09АП-9764/05-АК, оставленном без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 25.01.2006 N КА-А40/13167-05, которым разъясняется, что расходы на приобретение поздравительных открыток для поздравления клиентов с днем рождения могут быть учтены для целей налогообложения, так как поздравление абонентов с днем рождения предусмотрено маркетинговой политикой заявителя, кроме того, поздравление абонентов с днем рождения в условиях жесткой конкурентной среды на рынке мобильной связи является широко распространенной деловой практикой. Такие расходы обусловлены необходимостью создания положительного имиджа оператора сотовой связи и направлены на удержание клиента. Так, перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, указанный в ст. 264 НК РФ, является открытым, и заявитель вправе учесть расходы на приобретение поздравительных открыток на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как иные расходы, связанные с производственной деятельностью.

Следует обратить внимание на то, что существенным обстоятельством, имеющим значение при вынесении указанных Постановлений, стало наличие соответствующей маркетинговой политики.

В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2006, 18.08.2006 N А40-10124/06-90-55, оставленном без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2006, 06.12.2006 N 09АП-14094/2006-АК, разъясняется, что приобретение поздравительных открыток относится к расходам на канцелярские товары.

Таким образом, единого мнения относительно учета расходов на поздравительные открытки в целях налогообложения в арбитражной практике не сложилось, поэтому налогоплательщик должен быть готов правомерность включения затрат на покупку поздравительных открыток в расходы по налогу на прибыль организации доказывать в суде.

Е. В.Соснов

Минфин России

26.03.2010